Ви є тут

Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе

Автор: 
Гарипова Лина Геннадиевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ГЕОРЕ1ИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН.......................14
1.1.11рофессиональная карьера как объект социоло! ическо! о анали га 14
1.2. Геидер-факюр в профессиональной карьере..............47
ГЛАВА И. С ГРАIЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ........................................................89
2.1. Карьерные сфатегии российских женщин.................89
2.2. Бизнес-женщина в профессиональной и семейной сферах.133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................172
БИБЛИОГРАФИЯ............................................180
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................200
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальное 1ыемы исследования. Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация, возникли новые престижные профессии, требующие более высокой квалификации, создаются условия для свободного самоопределения и самореализации личности.
Профессиональная карьера зависит в настоящее время не от государственных гарантий права на труд, а от индивидуальных технологий на рынке труда, профессиональной подготовки и конкурентоспособности работников, их социально-профессионального старта.
С развитием рыночной экономики женщины ориентируются на занятость в профессиональной сфере, получение высшею образования, что в значительной мере обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.
Сложность протекания указанных процессов в российском обществе опосредована рядом социальных факторов. Несмотря на то, что человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных человеческих ресурсов». Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской политики, ориентировавшейся на унификацию роли женщин и идеологически обосновывавшей контракт работающей матери, в результате чего профессиональные ценности оказались невостребованными большинством женщин. Специфика реализации профессиональной карьеры женщин состоит в наличии барьеров, влияющих на возможности получения образования, трудоустройства, должностное продвижение, негативно влияющих на социальную и
20
рангов, а также в перемещении индивида из одной профессиональной сферы в другую, более для него подходящую. Следовательно, карьера индивидов в той или иной профессии не равна. «После того, как индивид приступает к занятию той или иной профессией, каждый день и каждый час становится для него постоянной проверкой как его общих, так и специфических качеств. Те, кто ... оказываются абсолютно подходящими для успешного выполнения своих функций, быстро продвигаются»1. Таким образом, для предпринятого исследования важным является положение о том, что профессиональный рост детерминирован особенностями выбранной индивидом профессии, факторами организации, где человек работает, а также набором личностных и профессиональных качеств индивида, степенью дискриминации индивида в обществе по полу, этнической принадлежности. Концепция профессиональной мобильности П. Сорокина позволяет оценить отличие «женских» и «мужских» профессий, карьерных траекторий внутри лих профессий, степень сегрегированности «женских» видов деятельности, не только выделить вертикальную и горизонтальную составляющие перемещения в карьерном пространстве, но и определить карьеру как процесс постоянной флуктуации, исследовать ее интенсивность и факторы возникновения, выявить роль социальных институтов в формировании профессиональной карьеры.
Различия в перспективах профессионального роста и продвижения отмечали С. Липсст и Р. Бендикс. Они указали на связь социального положения индивида и его профессионального продвижения, поскольку социальное положение может повлиять на возможности профессиональною продвижения, и наоборот2. Понятие «карьера» ими трактуется как профессиональное продвижение, связанное с изменением социального статуса индивида. Положение о том, что профессиональный рост является одним из определяющих факторов повышения статуса, актуачен в условиях рыночной экономики для всех слоев общества независимо от половой принадлежности и значим для диссертационного
'Сорокин II А Социальная стратификация и мобильность //Сорокин П А Человек Цивилизация Обшсстпо -
VI, 1992 -С 420
:См Липсст С М , Ьсшикс Р Социальная мобильность о иид)стриалыюм обществе //Проблемы социальной мобильности за р>белом -VI, 1971 -С 77
21
исследования при определении понятия «гендерная профессиональная адаптация», поскольку гендер является одной из важных составляющих социального положения индивида в обществе и влияет на возможности карьеры.
К. Дэвис и У. Мур отмечали, что общество должно внушить нужным индивидам желание занять определенное положение, а занявшим данное положение - выполнять возлагаемые на них обязанности1. Это положение можно использовав и при выявлении форм юндериого неравенства в профессиональной сфере, особенностей формирования «женских» и «мужских» профессий. В обществах, основанных на конкуренции, большое значение приобретает мотивация достижения определенного положения. По мнению К. Дэвиса и У. Мура, социальное и профессиональное перемещение индивидов зависит от их личного желания и активности, стимулируемых обществом. При этом образование и профессиональная квалификация являются ценностями-средствами, а доходы и престиж - ценностями-целями. Это положение актуально и в условиях рыночною транзита. При смене традиционною, свойственного командно-админисфагивной сиаеме, образа жизни на образ жизни, характерный индустриально развитым странам, повышение уровня образования и профессионализма становится основной стратегией карьеры, обеспечивающей получение достаточного материального вознаграждения и изменение социального статуса. В соответствии с этим диссертантом установлена причинно-следственная связь между сменой социально-экономической ситуации и изменением стратегий карьеры женщин. Кроме тою, при дифференциации карьерных практик женщин использовались критерии ценностей-средств и ценностей-целей. Чем функционально значимее работа, тем выше, как отмечали К. Дэвис и У. Мур, вознаграждение (заработав плага, престиж, власть, досуг). Сложность состоит в оценке важности каждого вида деятельности, его оплаты. Согласно такой интерпретации, «женские» профессии менее значимы для общества, чем «мужские», что может быть подвергнуто критике. Неоплачиваемый домашний труд
'См Дэвис К, У Некоторые приншшы стратификации //Кравченко А И. Соииоюгия Хрестоматия - М, 1997 -С 235