Ви є тут

Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах

Автор: 
Лондаджим Тьерри
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305610
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения социокультурной адаптации иностранных студентов.
§ 1. Социальная адаптация как особый вид социального взаимодействия.
§ 2. Социокультурная адаптация: сущность и функции.
§ 3. Проблемы анализа социокультурной адаптации иностранных студентов.
Глава II. Особенности социокультурной адаптации
иностранных студентов выходцев из стран Азии и Африки, обучающихся в российских вузах.
§ 1. Социально-демографические характеристики и профессиональная мотивированность иностранных студентов
§ 2. Повседневный уровень социокультурной адаптации иностранных учащихся
§ 3. Адаптация иностранных студентов к социальному пространству вуза
Заключение
Библиографический список
Приложение
Стр.
3-12
13-75
13-35
36-48
49-75
76-102
78-88
89-102
103-124
125-128
129-140
141-149
2
Введение
Актуальность исследования определяется интенсификацией и углублением международных, в том числе и образовательных, контактов. Сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества. В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Большой опыт обучения иностранных студентов был накоплен в советской высшей школе в рамках помощи, оказывавшейся Советским Союзом странам «третьего мира». Советские вузы занимали третье место в мире по численности студентов, уступая лишь университетам США и Франции. Получить высшее образование в СССР для иностранных граждан многих стран было престижно, ибо советская система образования по праву считалась одной из лучших в мире. Основная часть иностранных граждан, получавших высшее образование в Советском Союзе, обучалась в вузах РСФСР (70%). После распада СССР доля иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах в общемировой численности иностранных студентов уменьшилась в два раза. В последние годы наметилась тенденция роста числа иностранных учащихся в России1. Сегодня в российских вузах учатся более 100 тыс. иностранных студентов из более чем 170 стран мира, из них почти 35% - выходцы из стран «дальнего зарубежья», прежде всего, Азии и Африки.
В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации учебных мигрантов, межкультурного взаимодействия, складывающегося в вузовской среде. Изучение данной проблемы позволит
1 Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 2. М.. 2009. С.350-355.
3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения социокультурной адаптации иностранных студентов.
§ 1. Социальная адаптация как особый вид социального взаимодействия.
Проблема социальной адаптации является междисциплинарной и занимает большое место в исследованиях российских и зарубежных ученых. В широком философском смысле под адаптацией понимают любые взаимодействия системы и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения. Адаптация рассматривается как динамический процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы (организм, популяция и т.п.) со средой в направлении повышения устойчивости этой системы в определенных условиях среды1.
Социальная адаптация - это закономерная связь общественного человека и социума, сущностная функция всякой социальной системы. Многие процессы жизни, так или иначе, требуют взаимодействия в адаптивной форме: труд, внутриструктурные изменения, миграции,
нововведения, социализация. Без адаптивного взаимодействия трудно представить ненасильственное освоение культурных образцов, вхождение в новые социальные связи, изменение социального статуса. Содержание адаптивных процессов составляют целенаправленные практические усилия и действия, отражающие желание, готовность, способность и необходимость освоиться в конкретной ситуации или исполняемой субъектом основной деятельности2.
Для понимания сущности социальной адаптации важно выяснить ее соотношение с социализацией. Данные процессы тесно переплетаются, порой смыкаются, порой находятся в противоречии, но никогда не исключают друг друга. Поэтому попытки сравнивать понятия социальной адаптации и социализации исходя из объема понятий, следует признать
1 Философские проблемы теории адаптации. М.. 1975. С. 45.
: Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: Автореф. лис...локт. социол. н. М.. 1992. С. 12
13
неплодотворными1. Специфика данных процессов лучше всего уясняется по тем функциям, которые они выполняют в обществе.
Социализация представляет собой диалектическое взаимодействие человека и общества, в ходе которого осуществляется воспроизводство социальной жизни. В ходе социализация человек усваивает социальный опыт, систему определенных социальных ролей, а также овладевает определенными практическими навыками, вырабатывает свои ценности, установки и т.д., т.е. включается в активную творческую деятельность как зрелая социализированная личность. Иными словами, социализация - это не просто приобретение человеком социальных качеств, но и процесс становления личности, формирования у человека и социально общего и индивидуально особенного. Таким образом, социализация в онтогенетическом аспекте раскрывает механизм социального становления человека,- формирование его в качестве субъекта процесса общественной жизни.
Социализация - емкое и глубокое понятие, оно соразмерно общественному развитию. По существу процесс социализации такой же непрерывный, бесконечный и неиссякаемый, как само социальное развитие. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку постоянно изменяются позиции и групповая принадлежность индивида.
Социальная адаптация выражает взаимоотношения индивида и общества, в ходе которых личность активно включается в различные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций2. Это означает, что адаптация носит ситуативный характер. В процессе социальной адаптации происходит согласование норм, ценностей, убеждений, знаний отдельного человека с нормами, ценностями и т.д. того коллектива, той социальной группы, в которую человек входит.
1 Синцова Л.К. Социализация и адаптация: социально-философский анализ // Социальная адаптация и вопросы нравственного развития личности. Барнаул, 1984. С.62.
2 Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Автореф. лис...канд. филос. наук. Л.. 1974.
14