3-
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................2
Глава I. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ГЕНЕЗИС КА ГЕГОРИИ.............................................15
1.1. Этимология категории социальной ответственности в социологическом дискурсе.......................................................15
1.2. Институт корпоративной социальной ответственности как объект
социологического анализа.......................................44
Глава И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.........................................................73
2.1. Российская модель корпоративной социальной ответственности. 73
2.2. Институционализация социальной ответственности бизнес-сообщества
Волгоградской области.........................................101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................132
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................138
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................:......156
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Концепция социальной ответственности стана релевантной частью корпоративной культуры многих современных компаний, и она кардинальным образом меняет роль бизнес-сообщества в современном мире. Идеи корпоративной социальной ответственности выражают устремленность бизнес-сообщества к удовлетворению потребностей широких слоев граждан, приведению капитализма к более гуманному и социально справедливому состоянию. Доктрина корпоративной социальной ответственности вполне соотноситься с концепцией четырех своеобразных «и»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях, составляющих основу государственной политики на современном этапе. Потому что в рамках данной концепции предполагается модернизация инфраструктуры и снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал посредством привлечения к участию бизнес-сообщества в решении данных задач.
Социологизированные представления относительно корпоративной социальной ответственности бизнес-сообщества детерминируются потребностью поиска способов усиления роли бизнес-сообщества в процессах социальной консолидации и оснований социального признания или подтверждения законности полномочий (легитимации) бизнеса посредством формирования, развития и поддержания социальной инфраструктуры.
Подавляющее большинство российских компаний осуществляют политику корпоративной социальной ответственности бизнеса на предмет повышения своего делового имиджа, инвестиционной привлекательности, приобретения доверия заинтересованных групп (потребителей, персонала, территориального сообщества и социума в целом). Однако, данная
14
инноватики: социальные механизмы формирования инновационной
среды» (Москва, 2007) «Корпоративная социальная ответственность как социальная политика инновационного типа»; Всероссийская научно-практическая конференция «Россия как социальное и правовое государство: в поисках оптимальной модели» ( Майкоп, 14-15 марта 2008 ) «Корпоративная социальная ответственность бизнес-сообщества как атрибут социального правового государства»; межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых» (г. Волгоград, 19-20 марта 2008 г.); XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г.Москва, 8-11 апреля 2008 г.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии факультета философии и социальных технологий Волгоградского государственного университета.
Публикации. Основное содержание работы отражено в одиннадцати научных публикациях общим объемом 3,1 п.л., из них две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
15
Глава 1. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ГЕНЕЗИС КАТЕГОРИИ 1.1 Этимология категории социальной ответственности в социологическом дискурсе
Специфика категорий в отличие от понятий в частных, специальных науках, состоит в том, что они определяют такие общие свойства, черты, признаки, которые проявляются во всех сферах и связях объективного мира. Категории формируются в соответствии с выявлением всеобщих свойств, взаимных связей. Их порождение невозможно без агрегирования положительных результатов во всех областях познания. Так как то общее, что имеет место в различных областях действительности, в той пли иной степени, оказывается в области деятельности специальных наук, объясняется ими. Но чтобы иметь об общем целостное представление, необходимо сравнивать, как общее проявляется во всех сферах действительности, что о нем известно в специальных исследованиях, и на основе агрегирования выводов специальных наук, синтеза этих результатов познания, слагается понятие, обладающее внутренним единством. Следовательно, категории представляют собой наиболее общие свойства и связи явлений действительности, которые находят отражение в системе знаний различных наук во всех областях исследования. Часто категорию образуют понятия, которые характерны для повседневности, и по мерс экспликации того, что в нем устанавливается что-то более общее, оно начинает интерпретироваться более широко, становясь со временем категорией. Социология, как известно, непосредственно связана с миром повседневности. Нечто сходное осуществляется и с понятием ответственности. Ответственность в повседневности определяют как обязанность, необходимость дать отчет в
- Київ+380960830922