Ви є тут

Социализация молодых государственных служащих в условиях реформирования государственной гражданской службы

Автор: 
Мохова Надежда Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
196
Артикул:
192093
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1 .Сущность социализации молодых кадров государственной
гражданской службы.......................................13
1,2.Необходимость социализации молодых государственных
служащих как социально-профессиональной общности.........38
1.3 Место и роль социализации молодежи в государственной гражданской службе как социальном институте..............59
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ
2.1. Особенности социализации молодых государственных служащих.................................................76
2.2. Формирование ценностных ориентаций как основы социализации молодых государственных служащих...........110
2.3. Технологии социализации молодых государственных
служащих...............................................142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................162
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ..............................................168
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................184
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская государственность находится в настоящее время на переломном этапе трансформирования основ жизнедеятельности общества, модернизации системы государственного управления. При этом результаты и эффективность реформирования государственной гражданской службы, государственного управления в значительной мере достигается путем повышения роли социальных ценностей и культуры.
В условиях, когда жесткой централизации сменяется системой управления, базирующейся на принципах служения государства обществу, возрастают требования к социальной ответственности государственных служащих перед российским обществом, актуализируется проблема развития таких социально значимых качеств служащих, как восприятие, творческое использование профессиональных знаний, новой информации. Усиливается роль социальной адаптации и самореализации личности в современных условиях.
Успех в решении указанных проблем и задач определяется необходимостью вовлечения молодых гражданских служащих в процессы реформирования государственной гражданской службы. Данная возрастная группа более других групп предрасположена к восприятию нового, обладает своеобразным новаторским «зарядом», способна к внедрению инноваций, в чем особенно нуждается государственная гражданская служба.
В связи с этим возрастает значение социализации молодых гражданских служащих как процесса интернализации социальных норм и важный элемент социального взаимодействия.
Молодые гражданские служащие и конкретная социальнопрофессиональная общность государственных служащих может рассматриваться в качестве эффективного «социального критика», своим поведением проверяющего на реалистичность и прочность вновь
2
деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой для всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром10.
A.B. Мудрик, выделяет три этапа социализации и:
- естественно-культурный этап связан с достижениями на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего определенные нормативные различия для тех или иных религиозно-культурных условий (различные темпы полового созревании, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.);
- социально-культурный этап - решение познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых задач - специфичных для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории;
- социально-психологический этап трактуются как становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения.
Как отмечает А.И. Ковалева, в целом, для современных отечественных
подходов в исследовании социализации характерно то, что социальное
понимается не как нечто, противостоящее биологическому и
проистекающее из него. Отечественная теория социализации основывается
на положении о том, что человек как общественный деятель - это один из
факторов, продуцирующих условия и обстоятельства как своей собственной,
так и общественной жизни в целом. Его действия органически вплетены в
12
механизм функционирования различных социальных систем.
,0Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. С.241-242
11 Мудрик A.B. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 1997. С.7-9 ,2Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения
социализационная траектория//Социологические исследования. - 2003. - №1
17
Тем самым, социализация определялась как процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом13. Данное определение напрямую связано с ценностно-нормативными и ролевыми подходами к пониманию социализации, развивавшихся в традиционной для Запада социологии структурно-функционального направления.
Социализация молодых государственных служащих в большинстве работ отечественных исследователей рассматривалась как процесс интеграции молодых кадров в государственную гражданскую службу, в различные типы социальных общностей (социальная группа, институт, организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности молодого служащего. В его социализации выделялись две фазы14:
- социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, к среде его жизнедеятельности;
- интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. В ходе усвоения (интериоризации), отмечают многие социологи, складывается система внутренних регуляторов поведения, которая включает усвоенные (интериоризованные, интернализованные) социальные регуляторы (установки, ценностные ориентации, ролевые требования, нормы) и обеспечивает соответствие поведения индивида образцу, задаваемому обществом.
Как отмечает Ю.Левада, результатом социализации выступает, даже не столько интернализация знаний, умений, норм, а определенный качественный сдвиг в психике человека - формирование «внутреннего
13Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс. - М.: ЮРАЙТ, 2003. С. 314-315
,4Социология/ Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Мысль, 1990. С. 94-100
18