Ви є тут

Кадровые процессы в системе общего образования в условиях ее реформирования

Автор: 
Верховцева Людмила Леонидовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192487
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы
исследовании кадровых процессов в системе
общего образования......................... 15
1.1. Системный подход к исследованию проблем реформирования образования................ 15
1.2. Содержание кадровых процессов в системе общего образования........................................ 37
1.3. Методологические аспекты анализа кадровых процессов.......................................... 57
ГЛАВА 2. Динамика кадровых процессов в условиях
реформирования общего образования............ 69
2.1. Влияние социальных экспериментов на кадровые
процессы в сфере образования................. 69
2.2. Социальные особенности реформирования и модернизации образования........................... 92
2.3. Влияние кадровых процессов на развитие общего образования....................................... 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 153
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................ 166
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях развития российской государственности и демократизации общества кадровые процессы в системе общего образования в условиях ее реформирования и последующей модернизации как на федеральном, так и на региональном уровне остаются мало изученными и слабо прогнозируемыми.
Анализ хода перестройки, реформирования и модернизации системы образования, как своеобразных социальных экспериментов, свидетельствует о спонтанном и незавершенном характере преобразований. В исторической ретроспективе повторяются отвергнутые обществом концепции на предыдущих исторических этапах масштабных реформаций и нововведений, которые отрицательно сказались на формировании и востребованности кадрового потенциала системы российского образования. В конечном итоге это сказывается на снижении доверия общества к политике органов государственной власти по отношению к трансформации системы общего образования, а также ее кадровой составляющей.
Актуальность темы данного исследования обусловлена также тем, что:
• теоретико-методологические основы анализа и регулирования кадровых процессов в системе общего образования в условиях ее модернизации разработаны слабо;
• социальные эксперименты, проводимые в системе общего образования, введение в педагогическую практику не прошедших апробацию нововведений не обеспечивают решения ключевых проблем развития системы образования и, прежде всего, улучшения кадрового обеспечения образовательных учреждений различного типа;
• кадровая деятельность в системе общего образования до сих пор не определяется целенаправленностью, научной обоснованностью и эффективностью государственной образовательной политики;
18
действующего законодательства и отстают от реальной образовательной практики.
Интересным представляется раскрытие смысла понятия «реформы» известным философом X. Ортега-и-Гассетом, который усматривал содержание реформ в возврате к исходной чистоте форм. В этом представлялось им отличие реформ от революции, а также в предположении, что реальные формы вечны. Мы разделяем мнение ученого о необходимости возврата к изначальной подлинности понятий, очищения их от всевозможных наслоений и дополнений конъюнктурного свойства и субъективистского' толка в угоду отечественным «псевдореформаторам», далеким от реальной жизни и практики. Реформирование образования должно быть не самоцелью, а средством развития этой особенно важной социальной сферы.
Полагаем уместным, также, акцентировать внимание на понятии реновации, представляющей обращение к содержанию бытия в его первоначальной чистоте, отвечающей социальной обусловленности преобразований. Именно социальный статус образования в российском обществе должен быть заложен в основу концептуальных подходов к реформированию системы образования. Неслучайно в среде педагогической общественности утвердилось мнение, что процессы реформирования российской системы образования представляют собой трансформацию, в значительной мере осуществляемую органами государственной власти для укрепления их собственного статуса в обществе, а не кардинального улучшения содержания и качества обучения во всех типах учебных заведений.
Доктрина модернизации системы образования, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2000 году, предполагает обновление формы и углубление процесса реформирования общего образования. Концепции реформирования, разработанные в структурах органов управления образованием в 90-е годы, как и последующая
19
доктрина модернизации, на наш взгляд, являются своего рода масштабным социальным экспериментом, задуманным и проводимым без глубокого предварительного анализа накопившихся проблем в обучении и воспитании учащейся молодежи.
Как показало изучение, внедряемым в образование новациям не предшествовал широкий учет мнений педагогической общественности субъектов Федерации, различных социальных групп населения, политических партий и общественных объединений. Развернутый на территории российского государства эксперимент над системой образования стал следствием социально-экономической трансформации, поспешных и научно не обоснованных намерений политиков от образования революционным путем решить административные, финансовые и кадровые проблемы в системе народного образования страны. Вследствие этого, по сути, не выполняется конституционная норма об обязательном среднем образовании, разрушается оправданный социальной практикой отечественный образовательный опыт, прослеживается стремление приватизировать образовательную сферу.
Рассматривая систему образования как объект социологического исследования, полагаем необходимым в качестве методологического ориентира уточнить определение системы как комплекса, состоящего из различных элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, анализ и синтез которых дает возможность рассмотреть его в единстве.
Системность является онтологическим свойством упорядоченности множества элементов, в том числе и коммуникативных средств. В ее основу положены взаимообусловленные принципы их тождества и различия. Этим обусловлена необходимость научной
интерпретации, обоснования системного подхода в качестве
методологического принципа научного познания. В научной
терминологии используются такие понятия, как система, классификация,
таксономия, стратификация, типология.