Ви є тут

Монетизация льгот в системе социальной защиты населения России: социологический анализ

Автор: 
Харковенко Галина Викторовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
176
Артикул:
192421
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ......................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Социальная защита и реформа монетизации льгот............9
1.2. Трансформация системы социальной защиты малообеспеченного населения в условиях ее реформирования.......................27
1.3. Социологический мониторинг реформирования
системы социальных льгот.....................................39
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1. Современное социальное обеспечение населения в развитых и развивающихся зарубежных странах.............................58
2.2. Специфика подходов к осуществлению трансформации социальной защиты в регионах РФ........................................100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................132
Использованная литература...................................142
Приложения
156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономическое развитие России, несмотря на некоторые позитивные тенденции, в настоящее время сопряжено с рядом острых проблем. По данным официальной статистики в социальной сфере отмечаются сокращение численности и продолжительности жизни населения страны (Россия занимает 191-ое место в мире по последнему показателю), высокий уровень заболеваемости российских граждан. Высоким остается коэффициент естественной убыли населения и низким (несмотря на некоторый рост в последние годы) коэффициент рождаемости. В 2004 году коэффициент смертности был самым высоким в Европе. Во многих регионах сохраняются значительная безработица и неполная занятость населения. К категории бедных относится значительная часть россиян. По данным мониторинга социальной сферы России, к нуждающимся и малообеспеченным себя относит 37% населения.'
Все эти факты свидетельствуют о том, что, необходимые условия для проведения сильной социальной политики, пока еще в российском обществе не сложились. Реализация прогрессивного потенциала социальных реформ последнего времени сдерживается незрелостью рыночных общественных отношений, вялостью политической воли руководства страны в их проведении, устойчивым недоверием населения к реформаторским проектам государственных органов управления.
Вместе с тем, эксперты полагают, что монетизация льгот безупречна по своему замыслу, поскольку она является шагом к их полной отмене и переходу к самообеспечению людей, развитию потенциала общества в целом, что в принципе - нормально, если есть необходимая экономическая база. Однако тормозят эти перспективные замыслы неразработанность механизмов компенсации; учета льготников всех категорий; слабого
1 Опрос россиян, проведен в октябре 2003 года в рамках исследовательского проекта ’'Мониторинг социальной сферы России" (руководители В.И. Жуков, Г.И. Осадчая).
населения), также получают в этом же размере социальную помощь от государства.
Приведем конкретный пример.1 Проведенный в 2004 году в республике Башкортостан анализ обоснованности предоставления социальных льгот населению показал, что потребность в финансировании системы социального обслуживания оценивается гражданами в 10 млрд. рублей, что равно половине бюджета этого субъекта федерации. Получателями этих льгот являются 2/3 населения или 2,63 млн. человек, причем в среднем каждый житель (от младенца до пенсионера) получает 4 различных социальных льготы с учетом налоговых льгот.
Такого рода избыточное многообразие льгот и льготных категорий получателей отрицательно влияет на финансовое обеспечение оказываемой социальной помощи и потому является нерациональным. Более того. Несмотря на постоянное увеличение расходов на финансирование различных видов помощи, уровень защищенности малообеспеченных слоев, для которых предиазначатеся социальная поддержка государства, соответственно уровень и качество жизни, ухудшается. По аналитическим расчетам, из 100% средств из республиканского бюджета в 2003 году на социальную защиту', лишь 15-20% пришлись на малоимущие категории, которые составляют более 1/3 численности жителей и имеют доходы ниже бюджета прожиточного минимума. Более половины социальных (до 60%) потрачено на граждан с уровнем доходов ниже минимального потребительского бюджета, численность которых в процентном отношении примерно равна доле средств, выделенных государством. Остальные около 20% были получены (в основном в форме различных дотаций) группами, способными к самостоятельному самообеспечению. Причем социальная помощь была тем больше, чем выше были их доход и лучше жилищные условия.
1 Ахмадинуров P.M., Исхаков М.М. Социальная политика п переходное время // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: тезисы вступлений. 1У Международный социальный конгресс. /Под ред. Г.И. Осадчсй. - М.: Изд-во РГСУ. 2004. Т.З.-С. 99-101
Таким образом, дефицитные финансовые ресурсы, выделяемые на социальную сферу, отсутствие единого учета льготников, заявительный а не адресный характер предоставления помощи, бюрократические барьеры сделали эту систему малоэффективной. Эти факторы и нерешенные проблемы обусловили идею реформирования данной системы социальной социальной защиты, что и нашло отржаение в федеральном законе № 122, «законе о монетизации льгот».
Следует различать три основные сферы, где целесообразно применение льгот. Первая сфера - это социальная защита. Если в 1991 году всему населению оказывались бесплатные социальные услуги, это была социальная защита. Но в условиях действия персонифицированного подхода это не будет социальной защитой. Она не персонифицирована, не дифференцирована, не опирается на различия в доходах. В практике социального обеспечения укоренилось отождествление социальных льгот и социальных гарантий и большинство специалистов, занимающихся социальными вопросами, воспринимают эти понятия как тождественные, но по сути своей они разные.
Социальные гарантии это - обязательства государства по поводу удовлетворения потребностей и интересов всех граждан. Гарантии предоставляются населению на основе законодательно определенных социальных нормативов и распространяются на основные макросоциальные группы общества. В отличие от социальных гарантий социальные льготы есть определенный способ услуг, предназначенных для конкретных нуждающихся категорий населения в зависимости от их социального статуса, состояния здоровья, трудоспособности и т.п., и поэтому они предоставляются строго регламентированно.
Вторая сфера - это профессиональная деятельность граждан. Финансирование профессиональных льгот не должно быть бременем для государства и общества в целом, а за них должны платить предприятия, соответствующие отрасли. Профессиональные льготы могут существовать