Ви є тут

Культурный национализм в практиках этнического взаимодействия: региональный аспект

Автор: 
Кац Анна Львовна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2005
Артикул:
192555
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
*■% Введение..............................................................3
Социальное содержание культурного национализма
§1. Социологическая интерпретация этноса .........................13
§2.Формы этнической идентификации и этнической дискриминации 43
§З.Культурный национализм как одна из форм национализма в глобальном мире...................................................66
Стратегии культурного национализма в работе с населением
§1. Проблемы управления в полиэтническом обществе...................79
§2. Этнонациональная политика в Саратовской области и Поволжском регионе в работе с населением............................................. 92
^ Заключение..........................................................124
Список использованной литературы...................................128
Приложения........................................................ 144

2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится на сложном и ответственном этапе развития, а процессы реформирования общественной жизни затронули интересы практически всех россиян. Глубокие преобразования, коренным образом изменившие систему государственной власти и общественных отношений в России, потребовали новых подходов в национальной политике на региональном уровне.
. Культурный национализм, его содержание и перспективы развития вызывают сегодня серьёзный интерес. Это обусловлено не только обострением межэтнических отношений в ряде регионов Российской Федерации, но и необходимостью достижения общественного согласия по множеству вопросов межэтнического взаимодействия. Исследование динамики и направленности этнополитических изменений в практиках этнического взаимодействия в современной России актуально, в значительной степени от них и особенностей £> их взаимодействия с рядом других факторов зависит судьба социальных,
политических и экономических реформ, будущее страны. Необходимо также осознание роли глобализации, современных средств массовой коммуникации, оказывающих влияние на характер протекания рассматриваемых процессов.
Пробуждение национального самосознания - явление парадоксальное. С одной стороны, происходит повсеместное утверждение сходных норм общественной жизни, приобщение к общечеловеческим ценностям, с другой -очевидно стремление народов к самоидентификации, а в некоторых случаях - к обособлению, самоизоляции. Однако любое противоречие объясняется, когда более глубоко рассматривают закономерности социального и этнокультурного развития отдельных этносов и народов, их стремление к самостоятельности при ^ ослаблении и даже отмирании традиционных этнических черт. Подобные
интенции выражаются и в ориентации на собственную государственность,
3
Глава 1
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ:
ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
§1. Социологическая интерпретация этноса Современный этап развития российского общества предъявляет к его исследователям задачи повышенной сложности, поскольку смена вектора развития страны с тоталитарного на демократический обусловила серьезные изменения во всех сферах жизни страны, затронула интересы россиян. В их числе особое место занимают проблемы взаимоотношений представителей различных этносов, населяющих нашу страну, живущих и работающих вместе, стремящихся освоить реальности возникающего демократического общества и правового государства и эффективно адаптироваться к ним.
Этнос как исторически сложившаяся устойчивая социокультурная общность людей, характеризуется, как правило, органической связью с определенной территорией (хотя этническая принадлежность, разумеется, данным признаком не ограничивается). Этноинтегрирующая роль природно-территориального комплекса выражается во многих моментах. Он составляет общую среду хозяйственной деятельности, определяет быт людей, характер жилища, особенности пищи, одежды. Иными словами, он формирует то, что принято называть материальной культурой данного этноса
Известна теория этнической границы, понимаемой как субъективно осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. Об этнокультурной границе писали в отечественной науке П.И. Кушнер и М.М. Бахтин. В мировой науке широко известны работы Ф. Барта.1 По Барту, этническая граница определяет группу. Первично значимы культурные характеристики, которым группа придаст значение маркера Эти маркеры могут быть единичными или представлять набор, систему. И значение,
1 См.: Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1974
и набор маркеров могут меняться. Изучение этнопсихологами культурной различителыюстн на личностном уровне расширено социологами. Опыт этносоциологических исследований в постпсрестроечное десятилетие позволил предположить, что разграничителями могут становится политические представления-маркеры, вокруг которых концентрируется этническая солидарность, более массовая и мощная, чем та, которая обеспечивается культурными символами. Были основания предположить, что этническими маркерами могут стать ценности, сформировавшиеся не только на культурной основе, например, демографическое воспроизводство народа, его экологическая безопасность, социальное неравенство1.
Дискуссия вокруг понимания этничности стала развертываться с начала 70-х годов. Обычно ее связывают с ситуацией в мире - распадом колониальной системы, образованием новых государств, обострением межэтнических отношений в самих индустриальных странах. Проблемы этничности обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции. Все эти теории сводят, как правило, к трем подходам к пониманию этнического феномена -примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому2.
В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социальное и социально-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи. Примордиалисты подчеркивают в этичности глубокую аффективную привязанность людей. Объяснение этому наука пытается дать
1 См.: Арутюнян Ю.В., Дробижева ДМ. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс, 2000. №3. С. 18
2 См.: Арутюнян Ю.В.. Дробижева ДМ., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С.32