Ви є тут

Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества

Автор: 
Зинурова Раушания Ильшатовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192539
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы 23 этнической социализации
1.1 Основные концептуальные подходы к исследованию проблемы 23 этнической социализации
1.2 Этническая социализация как многомерный социальный процесс 59
1.3 Основные показатели этнической социализации 100
Глава 2 Современное состояние этнической социализации современной 138 российской молодежи
2.1 Характер этнической идентичности современной российской 138 молодежи
2.2 Институты воспроизводства как фактор этнической социализации 173
2.3 Институты конструирования как фактор этнической социализации 209
Глава 3 Тенденции этнической социализации в современном россий- 240 ском обществе
3.1 Мультикультурализм как принцип этнической социализации в 240 трансформирующемся обществе
3.2 Особенности этнической социализации в современном российском 265
обществе
3.3 Социальные технологии этнической социализации 291
Заключение 326
Библиография 340
Приложения
361
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Россия - полиэтничное государство, на территории которого веками живут представители разных этнокультурных групп. Мозаичность российской антропосферы открывает широкие возможности для взаимного сотрудничества и развития народов на принципах толерантного межэтнического взаимодействия. Реальная практика совместной жизни приводит и к проблемным межкультурным контактам.
Последние десятилетия стали особыми для жизни народов страны. Одни называли его временем «взбунтовавшейся этичности», другие - «нового национального возрождения». Совершенно очевидно, что становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этичностью. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни имеют этническую вариативность. Этничность нередко приобретает декларационные, манифестные формы, становится мобилизующим средством в обретении достоинства, а подчас в коллективном стремлении к преимуществам на социально-политической арене и во многом определяет социальное поведение.
Познание роли и места этичности в современном обществе несет и г лубоко личностный смысл. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно пытается ответить на простой вопрос: «Кто я?» Смысл этого вопроса и скрывается в невозможности однозначного и окончательного ответа на него. Ведь на каждом возрастном этапе мы по-новому осмысливаем себя и окружающих нас людей, мы чувствуем себя ближе к одним и отдаляемся от других, мы примеряем к себе жизненные роли, пытаясь соответствовать определенным из них и отвергая иные, уже или еще неподходящие для себя. Этот процесс является поиском идентичности или идентичностей, что более близко к пониманию данного феномена современной наукой.
Роль этнического фактора также неоднозначна в течение жизни человека. Открывая многообразные аспекты присутствия и проявления феномена «этичности» в прошлом и современности, человек реализует свои вечные потребности в самореализации, самоактуализации, привязанности и уважению себя в группе.
Анализ К. Юнгом проблемы мышления и культуры но многом может быть соотнесен с этнокультурными особенностями социализации. Согласно его воззрениям, есть два типа мышления - логическое и интуитивное. Первому отдавала приоритет европейская (западная) культурная традиция. В традиционных обществах логическое мышление развито слабее. Здесь (в том числе в странах Востока и Индии) мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как этому обучают в Европе, а в виде потока образов. Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например Индия, является культурой интравертного мышления, направленного внутрь сознания, предназначенного на приспособление к коллективному бессознательному. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.
Этническая социализация личности как социальный процесс включает в себя ряд этапов, соотносимых с возрастными этапами развития индивида. Определяющее влияние раннего периода социализации на становление личности рассматривается в целом ряде концепций. Так, например, в концепции индивидуализации П.Блоса большое внимание уделяется анализу процессов социального взаимодействия подростка и формированию его личности. Основными составляющими подросткового этапа социализации он считает склонность к регрессии и нонконформизм, причем обе они необходимы для дальнейшего развития [202]. Идеи Блоса близки к дальнейшему осмыслению подросткового кризиса идентичности и функциональны при анализе этапов формирования этнической идентичности. Идеи Берна о культурных сценариях, формирующихся в семье и сохраняющих свое влияние на мировосприятие и поведение личностей в течение длительного времени, иногда и нескольких поколений, достаточно функциональны при объяснении функций стерсотигшзации, в частности для поддержания позитивной групповой идентичности.
Согласно взглядам целого ряда исследователей, сценарий выступает как инструмент социализации. Как определяет М. Коул, «сценарий - это событийная схема, которая определяет, какие люди должны участвовать в событии, какие социальные роли они играют, какие объекты используют и каковы причинные связи» [116,117,304]. Кэтрин Нельсон говорит о сценариях как об обобщенных событийных схемах.
Сценарии обеспечивают «базовый уровень представления знания в иерархии отношений, восходящей через планы к целям и мотивам» [313]. Но мнению Нельсон, в процессе социализации взрослые скорее направляют действия детей и ставят цели, нежели впрямую обучают их чему-то. По существу, они используют свои знания о принятых сценариях для наложения ограничения на действия детей и позволяют детям включаться в ожидаемое от них ролевое поведение. В этом смысле «освоение сценариев играет центральную роль в освоении культуры» [313, р. 110].
В процессе онтогенеза происходят фундаментальные структурные изменения, заключающиеся в том, что для существа, живущего в культурной среде, опосредование действий культурой становится второй природой. Дети не рождаются способными к опосредованию своей деятельности артефактами, но они приходят в'мир, где взрослые, заботящиеся о них, имеют такую способность. Фактически, сами дети, входя в мир, становятся в некотором важном смысле культурными объектами. Изменения способов, которыми они присваивают набор культурных средств своего общества в процессе превращения в его взрослого представителя, являются центральными в онтогенетических изменениях.
Основной факт, свидетельствующий о возникновении человеческой сущности из символического характера культурного опосредования, состоит в том, что когда новорожденные входят в мир, они уже являются объектами культурной интерпретации со стороны взрослых. Используя информацию, извлеченную из своего культурного прошлого, и считая культуру относительно неизменной, родители проектируют вероятное будущее для своего ребенка. Родители вносят будущее в настоящее. Воспоминание (чисто идеальное) родителей о своем прошлом и представление о будущем своих детей становится фундаментальным материальным офаничителем жизненного опыта ребенка в настоящем. Иными словами, взрослые буквально создают различные материальные формы взаимодействия, основанные на представлениях о мире, обеспеченных их культурным опытом.
Важно подчеркнуть и то, что сценарии могут усваиваться косвенным путем, т.е. при отсутствии непосредственного опыта переживания события. Сценарии - культурные знания, они могут вырабатываться средствами культуры, когда кто-то рассказывает о событии, например, по телевидению. Возможно, что дети не дифференцируют знания, полученные непосредственно из опыта или косвенным путем, чему есть некоторые эмпирические доказательства.