Ви є тут

Трансформация государственной молодежной политики в современной России

Автор: 
Страдзе Александр Эдуардович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191938
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Социологическая рефлексия преобразований социальной политики в сфере поддержки молодежи § 1. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики
§ 2. Интеграция социологических подходов к исследованию молодежной политики
§ 3. Противоречия и ресурсы государственной молодежной политики
Глава 2. Трансформация направлений, принципов и структуры государственной молодежной политики в современной России
§ 4. Дискурсивное оформление государственной молодежной политики
§ 5. Интересы молодежи в контексте политических ожиданий
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность диссертационного исследовани*! обусловлена необходимостью осмысления динамики социально-политических процессов в сфере поддержки молодежи, связанной с реформированием социальной политики России и изменением отношения государства и общества к роли молодежи в общественном воспроизводстве. Современная ситуация, складывающаяся в системе социальной политики, характеризуется трансформацией принципов социальной политики, что дает возможность изучения полей пересечения и особенностей согласования интересов государства и молодежи. Социологическая рефлексия взаимоотношений молодежи как дифференцированной социально-демографической группы, с одной стороны, и государства, с другой, в условиях глобальных и локальных социально-экономических, политических и социокультурных перемен, стимулирующих изменения и плюрализацию форм общественной жизни, позволит выявить модернизационный потенциал государственной молодежной политики, закладывающей в качестве ведущего принципа рост индивидуализации и свободы выбора для личности.
Современное динамичное развитие российского общества сопровождается процессом трансформации ценностных приоритетов, что влечет за собой противоречивость идентификационных практик современной молодежи. Изучение возможностей и ресурсов социальной политики направлять процессы социализации представителей различных групп молодежи, не нарушая принципа свободы выбора, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку определяет направленность дальнейшего развития государственной молодежной политики.
Востребованность всестороннего анализа государственной молодежной политики обоснована также изменениями ожиданий молодых людей относительно роли государства, содержания и форм программ социальной поддержки молодежи. В современной России трансформируются не только акценты государственного участия в жизни населения, динамично меняются
з
Одними из основных критериев отнесения людей к группе молодых граждан являются их включенность в процесс приобретения социального статуса, психоэмоциональные особенности возрастной группы, специфика периода достижения физической и половой зрелости. Возрастные характеристики молодежи исторически и социально обоснованы, хотя и достаточно условны. В мировой практике не существует единого подхода к определению молодежи, хотя большинство исследователей справедливо считают, что молодежь - наиболее динамичная, приспосабливающаяся, инициативная и инновационная часть общества, которая составляет 20-35 процентов населения индустриальных стран, в том числе более 40 процентов трудоспособного населения [30, 102].
В 60-х годах 20 века границы молодежного возраста в ООН определялись в интервале 15-24 года. При подготовке доклада ООН о положении молодежи в мире группа исследователей под руководством И.М.Ильинского пришла к выводу, что “современные возрастные границы понятия “молодежь” лежат в интервале от 13-14 до 29-30 лет”. В СССР молодежь определялась пределом от 14 до 29-30 лет, а молодые специалисты - до 33 лег. В настоящее время в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации к категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет, которые по данным Федеральной службы государственной статистики составляют 24,55 % от общей численности населения страны [105].
Традиционно молодежь определяется как особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. С точки зрения социальной политики, молодежь может также пониматься как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума [140]. Вместе с тем, молодые
15
люди обладают значимыми для общества ресурсами, как, например, мобильность, интеллектуальная активность, состояние здоровья, благодаря которым они отличаются от других социально-демографических групп. Молодежная политика, с одной стороны, призвана эффективно использовать эти ресурсы, а с другой стороны, перед Россией, как и перед любым обществом, стоит задача минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. В целом, идеология современной государственной молодежной политики сознательно или интуитивно, опирается на взгляды К. Манхейма, утверждавшего, что молодежь является своего рода резервом, «выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам». Динамичные общества «рано или поздно должны активизировать и даже организовывать» [71, с.56] ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются. Функция молодежи, согласно идеям Манхейма. это исполнение роли «оживляющего посредника социальной жизни», которая возможна из-за неполной включенности молодежи в статус общества, процесс социальной интеграции которой сопровождается «антагонистическими оценками» со стороны окружения. Молодежь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию [71].
В.Лисовский одним из первых дал определение понятию «молодёжь», относя к этой группе «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [130]. И. С. Кон трактовал молодежь более детально: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и
16