Ви є тут

Социальные процессы в постсоветской Абхазии

Автор: 
Тужба Эмир Нодариевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192681
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
Введение............................................................ 3
Глава 1. Предпосылки современной социальной, экономической и социокультурной ситуации в Абхазии.
1.1. Глобализация: экономические, социальные и культурные трансформации в XX веке....................................................11
1.2. Идеологический аспект грузино-абхазских отношений............. 22
1.3. Социально-психологические предпосылки конфликтогенных процессов в • сфере грузино-абхазских отношений...................................32
1.4. Социально-экономическая и культурно-историческая динамика грузиноабхазского конфликта................................................40
Глава 2. Экономическая, политическая и социокультурная ситуация в поствоенной Абхазии.
2.1. Экономическая ситуация в поствоенный период................... 52
2.2. Власть и политические процессы в республике................... 73
^ 2.3. Институциональные трансформации в сфере культуры...............83
2.4. Институты образования: проблемы развития...................... 93
2.5. Место и роль религии в современной Абхазии................... 104
Глава 3. Влияние геополитических процессов на социальную ситуацию в Абхазии.
3.1. Российско-абхазские отношения и их влияние на экономическую и социальную ситуацию в республике...................................... 113
3.2. Проблемы и перспективы грузино-абхазских взаимоотношений 128
3.3. Геополитические интересы Турции и ее влияние на социально-экономическую ситуацию в республике............................... 141
3.4. Деятельность международных организаций на территории Абхазии. ..147
Заключение........................................................ 150
Список использованной литературы...................................157
Приложения........................................................ 165
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. После распада СССР в Азербайджане, Грузии и Молдавии произошла острая конфронтация между властью и народами, которые оказались в новообразованных государствах меньшинствами. Меньшинства превратились в объект откровенной дискриминации и были вынуждены защищать свое право на национальное, да и физическое выживание с оружием в руках.
В результате произошло несколько ожесточенных войн, в которых вла-• сти новоиспеченных государств потерпели военное поражение. Так образо-
валось несколько существующих фактически, но не признанных мировым сообществом государств: Абхазия, Карабах, Приднестровская Молдавская республика и Южная Осетия. Население этих государств отказывается признавать законность распада единого СССР и продолжает требовать в той или иной форме воссоединения с Россией, в которой они видят восстановление исторической справедливости и гарантию собственного выживания.
Как известно, непризнанные государства являются порождением наиболее острых межэтнических конфликтов, они остаются некими «изгоями» современного международного сообщества и рассматриваются как политическая аномалия. Тем не менее, некоторые из них, как, например Тайвань и Турецкая республика северного Кипра, несмотря на свою юридическую «неполноценность» существуют вполне благополучно. Во многих афроазиатских странах (Судан, Бирма, Шри-Ланка и других) уже многие десятилетия продолжается война между центральными правительствами, отстаивающими территориальную целостность искусственных постколониальных границ, и сторонниками отделения определенных народов и территорий с целью создания на них независимых государств. В некоторых случаях сторонникам отделения удается добиться своей цели. В 1993 году, после 32 лет войны за выход Эритреи из состава Эфиопии, в этой, прилегающей к Красному морю северной провинции страны, был проведен референдум по вопросу о
■4
турная диффузия).Культурная диффузия - процесс стихийный, неконтролируемый. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры. (26. С. 88-89)
Мировые войны. Мировые революции. Вообще социальные катаклизмы мирового масштаба. Тоталитарные режимы, проникающие в микроструктуру личных судеб, врезающие плотную ткань социально-классовой детерминации, непроницаемых семейных заповедей, бытовых стереотипов. Именно в этих мировых бытийных взрывах человек XX века выбрасывается из постоянных социальных связей, прочных ниш цивилизации. Постоянные «выбросы» из прочных детерминант определяют сознание людей. (13.С.262-267)
Вторая половина XX века характеризуется возникновением нового напряжения, связанного с научно-технической революцией. В процессе научно-технической революции основной формой деятельности людей становится не деятельность в мегаколлективах, жестко регулируемая мануфактурным и машинным разделением и соединением функций, но - деятельность в малых творческих группах - лабораториях, экспериментальных цехах, динамично меняющих задачи. Исчезает жесткое распределение работников. В связи с этим возникают новые формы социальности, в которых общение людей осуществляется не в рабочее время, а свободное. Свободное время становится в ходе научно-технической революции основным временем общественного бытия и основной детерминантой общественного сознания. Рост свободного времени - становится социальным феноменом, влияющим на бытие и сознание людей.
Однако проблема не во внешнем противоборстве двух социумов (совместного и всеобщего труда). Проблема во внутренней неоднородности и анти-номичности назревающего нового «социума».
Два полушария этого нового социума, нового типа общения далеко раздвинуты, и встреча их страшно затруднена.
Одно «полушарие» - это выброшенные из социальных матриц одиночки, изгои, осколки мировых войн, бездомные, безработные, потерянные. Это -жертвы свободного времени.
«Второе полушарие» - это формирующиеся в самом эпицентре современного производства (автоматизация, компьютерная революция) социум индивидуально-всеобщих работников, в одиночку сосредотачивающих в своей деятельности свободное общение между странами и веками и всеобщую информацию.
Эти два полушария никак не могут соединиться в новый тип социальной «формации»: в новый всеобщий «социум» культуры. Это слияние трудно, поскольку «вышибание из социальных матриц» - это в основном плод первой половины века, а формирование социальности «всеобщего труда» - итог второй его половины. (13.С.275-276)
Эти два социума отнюдь не однозначные и не аморфные, а чрезвычайно дифференцированные по многим параметрам образования группы. Среди тех «потерянных» множество таких, кто, так или иначе, утратил себя, равно как и тех, кто еще не обрел себя. А это разные социальные, статусные группы, многослойные образования со своей системой ценностей, мировоззренческой ориентацией.
Современный человек в XX веке стоит еще перед одной трудностью: в той мере, в какой он морален, он - вненравственен. Основная линия этических переключений расположена не в схематизме «нравственность - мораль», а в схематизме «вненравственность - нравственность».
Смысл различных культур осознается в XX веке уже не как высшие и низшие смыслы; каждый из них с правом претендует на всеобщность, единственность, вершинность, хотя - в нашем современном сознании - они имеют смысл (действительно культурный смысл) только в отношении друг к другу. Только в сопряжении и споре. Но именно в таком одновременном сопряжении они действительно осуществляются как феномены культуры. Ин-