Ви є тут

Социальная специфика поведения вкладчиков денежных средств в современном российском обществе

Автор: 
Селянин Владимир Иванович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000273245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА.I, ПОВЕДЕНИЕ ВКЛАДЧИКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАК
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ... 12
1.1. Экономическое поведение как форма социального действия ............................................. 12
1.2. Специфика экономического поведения населения
в сфере сбережения ................................. 40
ГЛАВА II. ТИПЫ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ................................. 68
2.1. Сберегательные стратегии и поведение различных социальных групп .................................... 74
2.2. Особенности инвестиционного поведения населения России ........................................... 108
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП
ОБМАНУТЫХ ВКЛАДЧИКОВ В РОССИИ 143
3.1. Социальное повеление жертв финансовых «пира-
‘ . , ч . мил» .......*....................................... 143
3.2. Социальное поведение вкладчиков обанкротившихся банковских структур ................................. 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................... 194
ЛИТЕРАТУРА
197
4
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Переходный характер российской экономики обусловил появление ряда проблем, связанных непосредственно с личными сбережениями.
Первая проблема - многочисленные трудности на пути процесса приватизации системы социального обеспечения (неподготовленность немалой части населения и т.д.).
. Вторая проблема касается кризисных явлений в сфере част-ного инвестирования при достаточно высокой по сравнению с развитыми странами лоле сберегаемых домохозяйствами России доходов структура сбережений россиян имеет намного худшие параметры: удельный вес неорганизованных форм хранения составляет почти 50%. Предпочтение россиянами наличных форм сбережений - одна из главных причин инвестиционного кризиса в российской экономике. Выздоровление отечественной экономики во многом зависит от решения проблемы инвестиционного голода.
Третья проблема возникает в результате краха нескольких десятков финансовых «пирамид» и сотен частных банков, повлекшего за собой значительные потери сбережений миллионов россиян. Помимо углубления кризиса доверия населения к финансовым институтам это способствует усилению социально-экономической напряженности и грозит опасностью реализации «албанского» варианта возврата вкладчиками своих вложений. В этой связи немаловажное значение имеет изучение поведения различных субъектов рынка частных инвестиций (государственных структур, финансовых агентов и различных социальных
19
ние не только экономических переменных (конъюнктура рынка и т.п.), но и сигналов. Под сигналами понимаются все другие событияна которые реагирует субъект рынка. Наряду с традиционными экономическими параметрами сигналы, не относящиеся к экономическим показателям, оказывают определенное воздействие на экономическое поведение индивидов, также способствуя уменьшению неопределенности ситуации.
К.Эрроу усматривает необходимость пересмотра неоклассической теории, не учитывающей два важных обстоятельства:
• информация (сигнал) является товаром, имеющим стоимость;
; • разные индивиды обладают различной информацией.
Главный вывод К.Эрроу заключается в том, что недоступность информации ведет к появлению монополий и обогащению одних за счет других. «Фондовый рынок и его гигантский аппарат по сбору информации в интересах частных лиц подтверждает это положение. Более того, именно конфиденциальная информация увеличивает риск инвестиций в ценные бумаги»20.
Значимость фактора нерыночных сил в рыночной экономике отмечает А.Хиршман. 3 качестве аргумента он приводит пример, когда в ситуации кризиса в фирме ее клиенты и партнеры могут либо покинуть фирму (вариант «ухода»), либо предпримут попытки активно повлиять на управленческие решения путем про-тестного поведения (вариант «голоса»). Согласно А.Хиршману, зыбор между этими вариантами зависит, прежде всего, от степени лояльности контрагентов21.
20 Там же. С. 102.
21 См.: Ралаев В.В. Экономическая социология, м., 1997. С.33.
|