Ви є тут

Особенности девиантного поведения молодежи Сахалина в период трансформации общества : Социологический анализ

Автор: 
Хмелева Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000319343
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ, КАК
СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 1 ]
1.1. Девиантное поведение, как предмет социологического анализа 11
1.2. Специфика молодежной девиации, особенности ее проявления
в современных российских условиях 69
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАЦИИ СРЕДИ
МОЛОДЕЖИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 98
2.1. Социокультурные условия и факторы девиантного поведения Сахалинской молодежи 98
2.2. Структура девиантног о поведения молодежи в условиях Сахалинской области 112
2.3. Специфика девиации и девиантной идентификации в условиях Сахалинской области 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 191
3
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное или отклоняющееся поведение, рассматриваемое как массовое, социальное явление, тесным образом связано с различными экономическими, социальными, политическими, духовными процессами, происходящими в обществе. В одних случаях общественные процессы служат причинами возникновения, расширения или же угасания тех или иных видов антиобщественного поведения, в других - выступают в качестве следствий. Иногда эти взаимосвязи настолько тесны, что трудно сказать, являются ли определенные изменения в общественной жизни причиной, следствием девиантного поведения или же их составной частью. Во всяком случае, их можно рассматривать как такие компоненты жизни общества, которые имеют к девиантному поведению самое прямое отношение.
Радикальные изменения российского общества в послесоветский период смена идеологических представлений, морали, нравственных норм; стремительная социально-экономическая трансформация российского общества, породили множество социальных, политических и нравственных проблем. Быстрые изменения в социальной действительности привели к тому, что выработанные раньше навыки социальной деятельности в той или иной мере потеряли свою эффективность. Устоявшиеся способы социальной деятельности, образцы поведения, не приносят ожидаемых результатов или приносят результаты, во многих случаях далекие от желаемых. Увеличивающиеся “зазоры” со сложившимися навыками и внешней реальностью порождают ситуацию дезориентации внутреннего дискомфорта, напряженности у многих людей, что в свою очередь означает существенное повышение внутренней готовности к изменению моделей своего поведения. Все это, несомненно, оказывает в значительной
20
которых волнуют одни и те же проблемы, в неформальных группах и других формах коллективного поведения.
Отчуждение можно рассматривать как крайнюю форму выражения аномии. Это отход от нормального общества и, быть может, даже вступление в связь с другими людьми или целыми группами лиц, сходным образом отстранившимися от общества. В этом основа образования групп, т. е. именно с обращения индивида за поддержкой к тем, кто отчужден от принятых норм, начинают формироваться антисоциальные, неформальные группы. В таких группах отчужденные люди находят эффективное взаимодействие в процессе разрешения общих для них проблем; это и кладет начало деятельности преступных групп.
В этом плане антисоциальная группа выполняет четыре основные функции: во-первых, она дает своим членам возможность проверить, как далеко каждый из них хочет пойти в направлении принятия и исполнения альтернативных правил; во-вторых, она дает им возможность удостовериться, до какой степени они могут полагаться на поддержку друг друга; в-третьих, она пытается дать своим членам возможность совершать различные делинквентные действия с тем, чтобы каждый из них мог выбирать то, что ему по вкусу.
Отчуждение усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки. Однако отчуждения не обязательно ведет к делинквентности (например, группы хиппи и другие похожие на них группы, различные религиозные группы) определенных групп, которые также отчуждены от большинства.
Еще один подход в рамках данной концепции - концепция идентичности. Под идентификацией понимается слияние индизида с группой или имитация им поведения других людей; под идентичностью - собственные ценностные ориентации индивида, его амбиции, проблемы приспособляемости и т.д., которые либо разделяются другими, либо ими дополняются. Таким образом, идентификация и идентичность составляют основу социального взаимодейст-
21
вия. Когда человек становится тем, кем он хотел стать, он достигает идентичности и идентификации.
Концепция идентичности перебрасывает мостик между внутренним формированием личности и силами культуры его окружения. Это интегративный процесс, в ходе которого индивид вписывается в свое окружение, что в свою очередь снижает его напряженность и тревожность.
Кризис идентичности в юношеском возрасте - это одна из серьезных причин, ведущих к преступности и делинквентности. Подросток восстает против авторитетов. Он уже слишком большой, чтобы терпеть отношение к себе, как к ребенку, но еще слишком юн, чтобы считаться взрослым. Пытаясь найти свою роль в обществе и обрести свою идентичность, он берется за самые разные занятия, каждое из которых для него мотивированно, но это почти всегда приводит его к разочарованию, а часто и к такой деятельности, которая ставит его в конфликт с законом. Его попытки установить, кто он есть, и изменить систему могут превратить его в воинствующего активиста на улице, в семье или привести его к профессиональной или организованной преступности.
Идентичность выражается в концепции собственного «Я», в которой охватываются стремления, цели, ожидания и ценностные ориентации одного человека или группы людей. Это может быть идентичность отдельной личности или идентичность семьи, или иной группы. Конфликтное формирование идентичности может происходить в условиях, когда ребенок следует эффективной модели идентификации себя с родителями, например, когда один из родителей отсутствует или далек от ребенка либо, наоборот, живет в семье, но подавляет или запугивает ребенка. И в том и другом случаях это дефектная модель идентификации для подрастающего ребенка. Результаты могут быть самыми разными. Идентичность, сформированная в условиях конфликта, может привести к появлению предрассудков, повышенной ранимости, шизофрении, и многим другим отклонениям.