Ви є тут

Гендерная социализация в общеобразовательной школе

Автор: 
Смирнова Анна Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192660
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержа п не
<Ч>
С.
Введение..................................................................................... 3
Глава 1. Школа как институт гендерной социализации —
1.1. Методологические основы исследования гендерной социализации. ... 32
1.2. Каналы усвоения гендерных норм в учреждениях среднего образования................................................... 46
Глава 2. Агенты гендерной социализации в общеобразовательной школе... —
\
2.1. Управленческий персонал и его роль в формировании гендерных
V представлений учащихся............................................... 61
2.2. Учителя как агенты гендерной социализации в учебно-воспитательном процессе...................................................... 78
Глава 3. Гендерные проблемы образовательного и воспитательного процессов....................................................... —
3.1. Гендерные стереотипы в учебниках для начальной школы............... 103
3.2. Особенности воспроизводства гендерных стереотипов в учебниках
для среднего и старшего звеньев........................................ 113
3.3. Гендерное измерение воспитательных мероприятий..................... 135
и} 3.4. Гендерные различия в жизненных установках учащихся................. 149
Заключение............................................................... 168
Список использованной литературы......................................... 180
Источники................................................................ 198
Приложении............................................................. 205
Введение
Актуальность исследовании
Процесс развития общества, в ходе которого происходят трансформации его социальной структуры, политической и социально-экономической сферы жизни, ведет за собой изменения культурных образцов. Однако новые ценности, нормы и стереотипы усваиваются намного медленнее, чем этого требует практика повседневных взаимоотношений. Поэтому в течение определенного периода может существовать противоречие между культурными образцами, разделяемыми большинством членов общества, и изменившимися условиями. Примером такой ситуации служат традиционные гендерные стереотипы, усвоение которых препятствует успешной самореализации личности в современном обществе.
Переход российского государства на демократический путь развития детерминирует обеспечение равенства прав индивидов вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности и т.д., а также создание условий для самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности общества. Традиционные гендерные стереотипы четко предписывают представителю / представительнице определенного пола допустимые жизненные стратегии: для мужчин это профессиональный успех, для женщин — создание семьи, уют в доме, — диктуют выбор профессии и увлечений. Тем самым, существенно сужается число альтернатив, из которых может осуществляться выбор. Люди, имеющие способности к видам деятельности, предписанным противоположному полу, под воздействием системы социальных санкций вынуждены придерживаться привычных социокультурных образцов. Таким образом, ограничивается право личности на самореализацию.
Еще одним обстоятельством, определяющим актуальность исследования, выступает то, что в условиях конкуренции, динамично развивающейся ситуации, формирование у женщин таких стереотипных качеств, как несамостоятельность, послушание и т.д., снижает их шансы на достижение успеха в пуб-
• провести гендерную экспертизу учебной литературы для всех ступеней общеобразовательной школы;
• исследовать, какие гендерные нормы воспроизводятся через воспитательные мероприятия, проводимые в школе;
• установить степень влияния на ценностно-нормативную систему учащихся различных компонентов гендерной социализации в школе;
• сформулировать для органов управления образованием комплекс мер по созданию системы геидерио чувствительной социализации в образовательных учреждениях.
Методологическая основа исследования
В основе диссертационного исследования лежат положения структурноконструктивистского подхода в гендерных исследованиях (Р. Коннелл, К. Уэст и Д. Зиммерман», Д. Лорбер, Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина), определяющего, что гендерные отношения воспроизводятся или изменяются в рамках различных социальных институтов благодаря социализации и многократному повторению норм в повседневных взаимодействиях.
Для изучения процесса гендерной социализации в школе применен комплексный подход, который предполагает получение непротиворечивых выводов о нескольких аспектах функционирования социального объекта на основе единой методологии, разработанной с учетом данных разных дисциплин.1 Ключевой составляющей методологии диссертационного исследования выступает представленная в работах С. А. Бэйсоу, Дж. Мартин, К. Скелтон, Е. Р. Ярской-Смирновой, Л. В. Поповой, И. С. Клециной концепция «скрытого учебного плана», в которой обозначаются основные каналы трансляции гендерных норм в школе. Несколько модифицируя данный подход, диссертант обозначает следующие два основных направления анализа:
• влияние агентов социализации — управленческого и педагогического персонала школ;
1 Иванов, О. И. Методология социологии: учсбно-мстодическос пособие / О. И. Иванов. — СПб.,2003.-С. 32-35.
• опосредованное воздействие образовательной среды школы — содержания учебников и других дидактических материалов, воспитательных мероприятий, проводимые в школе; влияние особенностей социальной структуры образовательного учреждения, организации физического пространства учебных комнат и школы.
Основываясь на положении Е. Р.Ярской-Смирновой, что «скрытый учебный план» возможно трактовать как социальный текст, который имеет смысл только в том случае, когда он читается и интерпретируется учащимися, учителями и другими акторами учебного процесса»,1 диссертант рассматривает гендерные представления всех основных субъектов учебно-воспитательного процесса в школе: управленческого персонала, учителей, учащихся. Исходным пунктом в интерпретации информации, полученной при изучении их мнений, является тезис Р. В. Коннелла о наличии различных типов мужественности и женственности в определенном обществе.
В разработанных классификациях видов гендерной социализации нашли отражение идеи В. И. Добренькова, В. Я. Нечаева, Л. В. Мудрика, 3. М. Сара-лиевой, И. Л. Ильчикова, Б. А. Смирнова, А. Я. Левина и др.
Гипотезы исследовании
Основная гипотеза: В процессе гендерной социализации в современной российской 1иколе большинство учащихся усваивает натриархатные гендерные стереотипы.
Частные гипотезы: Большинство руководителей учебных заведений и учителей придерживаются традиционных представлений о социальных ролях, качествах мужчин и женщин. Незначительная часть педагогов обладает эгалитарными установками, что связано с недостаточной степенью развития гендерного образования преподавателей, а также с трансляцией в нашем обществе традиционных образов через большинство социальных институтов.
1 Ярская-С.чирпова, Б. Р. Теоретические подходы к исследованию... - С. 267.