Ви є тут

Негосударственный вуз в современном российском обществе : Институциональный анализ

Автор: 
Головяшкина Наталья Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272435
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
...............................................стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................3
ГЛАВА 1. Методология исследования негосударственных вузов в социальном институте образования................11
1.1. Социально-институциональные характеристики и социальные функции негосударственных вузов.....1 1
1.2. Формирование и развитие негосударственных вузов
в условиях современного российского общества....35
1.3. Роль негосударственных вузов в социальной мобильности молодежи............................50
ГЛАВА 2. Негосударственный сектор высшего образования в воспроизводстве регионального социума.........65
2.1. Социальные потребности, ценности и устремления молодежи как системообразующий фактор для негосударственного сектора высшего образования..65
2.2. Негосударственный сектор высшего образования как фактор изменений социальной структуры региона...78
2.3. Механизм сохранения и эффективного использования потенциала негосударственных вузов
на региональном уровне..........................89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................119
БИБЛИОГРАФИЯ........................................123
Приложение А........................................144
Приложение Б........................................151
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В период значительных социальных трансформаций в современном российском обществе возникают изменения в структуре и деятельности многих социальных институтов, в том числе и в социальном институте образования. В системе высшего образования появляются новые формы обучения, открываются негосударственные вузы. Большая часть этих вузов прошла период становления и связанные с ним лицензирование, аккредитацию и аттестацию.
Общественное мнение относительно негосударственных вузов стало более стабильным. Десять лет назад они воспринимались как явление, чуждое российской образовательной системе. Сегодня негосударственный вуз как тип образовательного учреждения расценивается значительной частью общества как естественный элемент образовательной системы страны. Такие ключевые группы общества как властные структуры, богатые слои населения, непосредственное руководство вузов оценивают негосударственное высшее образование как важный фактор, способствующий включению системы высшего образования в современные рыночные отношения.
Закрепленная законодательно платность обучения вносит изменения в нормы, правила и стандарты поведения индивидов, а также социальных групп, участвующих в образовательном процессе. Таким образом, внутри негосударственных вузов происходит формирование новых нормативных отношений. Кроме того, эти вузы создают определенные возможности для социальной мобильности в обществе.
Все вышеперечисленное делает необходимым исследование негосударственных вузов в социально-институциональном аспекте.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития высшей школы как социального института занимала и за-
15
социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Социальные институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Таким образом, социальный институт образования предстает организованной системой связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, и удовлетворяет основные потребности общества, включая в себя: -совокупность общественных ценностей (образованность, компетентность, престиж);
-общественные процедуры (вступительные испытания, учебный процесс, защита квалификационной работы); -переплетение ролей и статусов.
Развитый социальный институт должен обладать полной совокупностью следующих признаков[ 1 80, с. 16]:
-установки и образцы поведения;
-культурные символические признаки;
-утилитарные культурные черты;
-устный и письменный кодекс;
-идеология.
Совокупность признаков системы высшего образования как развитой формы социального института образования приведена в таблице 1.1.
16
Процесс институциализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов [180]:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институциализация норм, правил и процедур, то есть их принятие и практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Функциями системы высшего образования являются:
-упорядочение деятельности, связанной с передачей знаний, необходимых для выполнения высококвалифицированного умственного труда;
-обеспечение возможностей для воспроизводства определенных социальных слоев и общностей, то есть регулирование процессов в социальной структуре общества;
-создание условий для усвоения человеком социокультурных норм общества, то есть для социализации личности.