Ви є тут

Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект

Автор: 
Бондаренко Екатерина Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение..............................................................3
Глава 1. Методологические основания социологического анализа процесса формирования жизненных стратегий молодежи закрытых административно-территориальных образований..........................................16
1.1. Формирование жизненных стратегий молодежи: содержание и структура процесса.............................................................16
1.2. Специфика условий процесса формирования жизненных стратегий молодежи закрытых административно-территориальных образований в
российском трансформирующемся обществе...............................47
Глава 2. Особенности формирования и реализации жизненных стратегий молодежи ЗАТО в переходный период развития российского общества: опыт эмпирической реконструкции...........................................75
2.1. Факторы формирования жизненных стратегий: личностная рефлексия (по материалам анкетирования)........................................75
2.2. Актуальные проблемы реализации жизненных сгратегий: групповая
рефлексия (по материалам фокус-группы)..............................118
Заключение..........................................................135
Список использованных источников и литературы
Приложение....................................
145
163
Введение
Актуальность темы исследования. Жизненное самоопределение молодежи и связанные с ним проблемы выбора, формирования жизненных стратегий молодых людей относятся, с одной стороны, к категории вечных вопросов, с другой стороны - требуют постоянного обновления методологического и теоретического подходов к их исследованию. Реализация данного требования лежит в соединении эмпирического изучения меняющихся социальных практик и их теоретического осмысления.
Поиски смысла собственного существования, выбор жизненной стратегии - трудная и животрепещущая задача для молодых людей во все времена. Каждое новое поколение молодежи в процессе самореализации даже в стабильных обществах пересматривает сложившуюся систему ценностей, проводит ее «ревизию» с поправкой на происходящие изменения. А в наши дни эта проблема особенно усложняется в связи с происходящими трансформационными процессами всех общественных сфер конца XX века и вступлением России в период социально-экономического кризиса конца первого десятилетия XXI в. Сегодняшняя ситуация в России отличается нестабильностью, противоречивостью, повышенной рискогенностыо всех сфер жизни, причем это «постоянство неопределенности» сопровождается глубинными ценностными переориентациями. В условиях текучести «правил игры», отсутствия общепринятых эталонов поведения остро встает проблема соединения рациональности и неопределенности в человеческих действиях. И если старшие поколения имеют эталоны, нормы поведения, сформированные целенаправленно в «тепличных» условиях советского государства всеобщего коллективизма, то у современной молодежи они отсутствуют. Настроения молодежи являются индикатором происходящих перемен. В сознании молодого поколения, его установках и ценностных ориентациях возрастает индивидуальная ответственность за собственную жизнь, поэтому особую актуальность приобретает построение жизненных стратегий молодежи и, соответственно, изучение процесса их формирования.
16
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЬ1Х ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Формирование жизненных стратегий молодежи: содержание и
структура процесса
Процесс формирования и реализации жизненных стратегий проявляет реальные связи личности и общества на всех этапах его развития. Чем более сложна социальная система, тем более важно в социальной теории и социальных практиках иметь представление о содержании и структуре данной связи. Это обстоятельство диктует необходимость развития и совершенствования социологических теорий молодежи и теорий ее самоопределения. Данная потребность существенно актуализируется происходящей в мире и в России трансформацией и связанным с ней возрастанием роли личностных выборов в совершенствовании общества.
В классических социологических теориях сложились два противоположных методологических подхода к анализу единства общества и личности: холизм (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм) и номинализм (Г. Зиммель, М. Вебер). Каждый из этих подходов по-своему эвристичен, но их актуальность определяется конкретными условиями взаимодействия социальных систем и личностей. На рубеже ХХ-Х1 вв. особую актуальность приобрела номиналистическая традиция, суть которой заключается в том, что необходимым и достаточным условием общественной жизни являются индивиды, во взаимодействии которых социальная система приобретает целостность и качественную определенность. Большую роль в разработке и утверждении номинализма сыграли труды Г. Зиммеля и М. Вебера.
Г. Зиммель указывал на то, что включение индивида в социальное взаимодействие означает его «обобществление» и созидание самих
общественных отношений1. М. Вебер развил данный подход, подчеркнув, что
любое социальное образование нужно понимать «как продукт и способ
организации, связи специфических действий отдельных людей, так как
только люди могу т быть носителями ориентированного действия, имеющего
смысл»2. При этом М. Вебер подчеркивал, что при изучении тех или иных
видов «человеческого совместного действия» задача ученого «состоит в том,
чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает* целиком свести их
к действиям участвующих отдельных индивидов»3.
В изучении подходов холизма и номинализма мы пришли к
заключению о том, что они не столько отрицают, сколько дополняют друг
друга. Холизм К. Маркса и Т. Парсонса указывает на целостность
социальной системы как решающее условие ее функционирования и
формирования индивидов, способных эффективно действовать в ее границах.
Номинализм Г.Зиммеля и М.Вебера позволяет рассмотреть социальную
систему в качестве актуального продукта взаимодействия рационально
мыслящих и действующих личностей. То есть, мы склонны утверждать, что
номинализм не только описывает закономерность связи общества и
личности, но и реконструирует механизм ее складывания и развития. В
методологическом анализе процесса формирования жизненных стратегий
молодежи принцип номинализма позволяет рассмотреть его в качестве
«живых» индивидуальных коммуникаций и складывающихся в
определенных социокультурных условиях жизненных практик.
Наш методологический выбор подтверждают исследования последних
десятилетий, развивающих номиналистическую традицию. JT. Халман, один /
из европейских исследователей, обратил внимание на важные черты трансформации современного общества, проявляющиеся в целом ряде сопутствующих процессов. Он отнес к ним: индустриализацию,
урбанизацию, демократизацию, секуляризацию, бюрократизацию и
1 Ионнн Л.Г. Георг.Зиммель- социолог. М.: Наука, 1981. С. 78
2 Цит. по: Наумова Н.Ф. Номинализм в социологии // Современная западная социология... С. 227. (Weber М. Schriflen zur theoretischen Soziologie. Fr./M., 1947. S. 102.)
3 Там же. C. 228