Ви є тут

Сравнительный анализ системы здравоохранения как социального института в России и Великобритании

Автор: 
Фоканов Сергей Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
321259
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
.3
Глава I.
Теоретико-мегодолошческие основы сравнительного анализа национальных систем
здравоохранения
1.1. Система здравоохранения как социальный институт......................9
1.2. Методологические подходы и основные понятия анализа
системы здравоохранения как социального института........................32
1.3. Актуальные проблемы системы здравоохранения как социального института................................................................47
Глава И.
Национальные системы здравоохранения России и Великобритании: компаративный
анализ
2.1.НСЗ России: управление, организация, реформирование,
финансирование.........................................................62
2.2.НСЗ Великобритании: управление, организация, реформирование,
финансирование.........................................................85
2.3.Компаративный анализ НСЗ России и
Великобритании........................................................108
Заключение............................................................123
Библиография..........................................................130
Приложения............................................................140
2
Введение
Актуальность проблемы. Неблагополучное состояние отечественного здравоохранения несмотря на продолжающееся уже второе десятилетие его реформирование является достаточно очевидным фактом. Ухудшение качества медицинской помощи, снижение её доступности, нехватка квалифицированных медицинских кадров, низкая техническая оснащённость, недостаток средств - вот основные проблемы российского здравоохранения, которые имеют место на сегодняшний день на фоне прогрессирующего понижения уровня здоровья населения. Беглый взгляд на социально-демографические показатели способен дать представление о наличии процесса депопуляции, особенно среди коренного русского населения, снижении средней продолжительности жизни, в первую очередь, среди мужчин. Между тем, представляется излишним доказывать справедливость и первостепенную важность аксиоматичного по сути тезиса о том, что здоровье общества есть определяющий фактор как в вопросе национальной безопасности, так и в вопросе качества жизни в целом. Отсюда первоочередной задачей государства является поддержание, сохранение, укрепление здоровья населения, а в качестве частных задач - меры по профилактике, лечению, реабилитации и адаптации. Соответственно и государственная политика должна быть ориентирована, в первую очередь, на решение этих задач. Однако, в России об успешном их решении пока говорить не приходится. В то же время, в Великобритании реформы
эдикт короля Роджера Сицилийского (1140 г.), определяющий условия врачебной практики, и соответствующий регламент Фридриха II Гогенштауфена (1224 г.) носили местный характер, не распространялись на другие территории государства. То же относилось к карантинным и другим мерам санитарной защиты, вводимым с XIV века. Главная причина этого заключалась в политической раздробленности, отсутствии сильных, централизованных государств. В самом деле, разве смогли создать единую организацию - систему здравоохранения постоянно враждующие между собой государства, княжества, курфюрства и т.п., в том числе русские феодальные княжества, хотя на их территории предпринимались под контролем князя или монастыря санитарные, карантинные меры, приглашались и русские, и иностранные доктора .для обслуживания князей, бояр, иногда бедных и убогих, для оказания медицинской помощи больным и увечным воинам. И только когда стало консолидироваться централизованное русское государство под властью Москвы, когда стал создаваться центральный аппарат управления государством, обязанный заботиться о благосостоянии своих подданных, стали в числе других органов и учреждений управления образовываться государственные центральные медицинские учреждения и издаваться соответствующие установления по медицинскому делу. Первой ласточкой стала образованная указом Ивана IV так называемая Царева или Придворная аптека (1581 г.), выполняющая функции по обслуживанию медицинской помощью царя, его семьи и ближних бояр; вскоре была образована аптекарская палата, затем
13
аптекарский приказ, который подобно другим государственным органам (приказам) выполнял функции управления медицинским делом государства. При нем организовывались необходимые службы и даже учебные медицинские учреждения, например, открывая в 1654 г. Лекарская школа. По мере государственного устройства и особенно вследствие Петровских реформ конца XVII - начала XVIII вв. было реорганизовано все медицинское дело. Вместо боярской приказной создана государственная администрация, в. частности, Аптекарский приказ преобразован в Медицинскую канцелярию во главе с главным врачом - архиатром, создана Служба военных (сухопутных и морских) госпиталей и госпитальных школ для подготовки врачей. В 1773 г. Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую коллегию. В городах все богоугодные, медицинские и другие учреждения перешли в ведение Приказов общественного призрения; с 1797 г. созданы врачебные управы, занимающиеся организацией медицинской службы в городах. Центральное управление с 1836 г. было сосредоточено в руках Медицинского департамента Министерства внутренних дел. Усиление государственного контроля за здравоохранением диктовалось и значительным увеличением профессиональных работников: так, если в начале XVIII века в России едва насчитывалось 150 врачей, то спустя сто лет - в 1802 г было уже 1519 врачей во всех ведомствах. Лишь к середине XIX века на основе элементов здравоохранения и первых опытов общественного попечения о здоровье отдельных групп населения стали создаваться формы организации
14