Ви є тут

Трансформация роли СМИ России в процессе перехода к рыночной экономике

Автор: 
У Фэй
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000294703
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Роль СМИ в процессе перехода страны к рыночной экономике.
1. Российские СМИ в условиях перехода к рынку.......................17
2. Роль СМИ в механизме адаптации населения к новым условиям жизнедеятельности..................................................43
3. Реклама как финансовая основа деятельности независимых СМИ 58
Глава И. Механизмы влияния СМИ на политические процессы
1. СМИ как «четвертая власть» .........................................71
2. СМИ как трибуна для обсуждения альтернативных моделей развития страны.............................................................86
3. СМИ в условиях демократизации и гласности : на примере СМИ Тайваня. 101
Глава III. Информационный процесс в России в конце XX века : реальность и перспективы.
1. Особенности развития СМИ в конце 80-х и начале 90-х годов.........118
2. Иностранные СМИ на Российском информационном рынке.................145
Заключение........................................................... 158
Литература...........................................................162
2
Введение
В данной диссертационной работе обсуждается гема трансформации роли СМИ России в процессе перехода к рыночной экономике. После распада СССР в России стала создаваться новая политическая система общества, где СМИ принадлежит важная роль, так как печать, радио и телевидение как социальный институт являются мощным фактором в ситуации происходящих в любой стране перемен, в особенности таких радикальных, как переход страны, стоящей ранее на рельсах экономики, полностью управляемой государством, к рыночным отношениям.
В период перестройки и на первых этапах реформ пресса имела реальное влияние на ход, темпы, содержание процесса общественной трансформации. Она была скрепляющей огромную стран}- коммуникацией. После распада Советского Союза России пришлось осознать себя как новое государство с новыми границами, новым социальным пространством, себя как сообщество граждан.
Отмеченные обстоятельства позволяют говорить об актуальности темы исследования, причем не только для социально-политической ситуации в рамках национальных российских границ, но и для всех видов обществ, вставших на путь трансформационных изменений.
Степень разработанности проблемы. Тематика СМИ вошла в сферу изучения обществоведов и социологов еще в рамках советской науки. В основном их проблематика сводилась к выявлению соответствия содержания и формы СМИ, было написано немало работ, которые и по сей день входят в основу теории жанров журналистики. Функциональный срез анализа прессы касался, в основном, прикладного направления в рамках теории агитации и
з
выработке методологических подходов, способных обеспечить журналистику необходимым инструментарием при освещении политических, экономических, социальных проблем в их взаимосвязи.
Именно СМИ создают механизм актуализации различных точек зрения в обществе на пути социального развития, поэтому развитие функций СМИ в этом направлении обогащает демократические возможности каждого общества. Работа находится в научном пространстве, где пересекаю гея несколько научных дисциплин, таких как социология СМИ, журналистика, политология, культурология и т.д., поэтому она помогает выработке более адекватных представлений о роли СМИ в трансформируемых обществах.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что выявленная в ней трансформация роди российских СМИ, а также сделанные в ней выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке учебных планов и программ, а также при создании новых информационных каналов, при определении информационных нищ и лакун в сегодняшнем информационном пространстве развивающихся социальных организмов. Материалы диссертации могут быть также использованы при подготовке лекций и спецсеминаров по социологии коммуникативных систем на факультетах социологии и журналистики, для студентов и аспирантов высших учебных заведений.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на проблемных совещаниях, теоретических семинарах кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ и других учебных и исследовательских учреждений, были опубликованы в периодической прессе.
15
11УБЛИКА1Ц4И АВТОРА 110 ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Выбор 2000 и российские СМИ. «Zaobao» Singarpore’s newspaper,
21.02.2000. 0.2 п.л.
2. Российские СМИ и Путин. «Zaobao» Singarpore’s newspaper, 19.12.1999. 0.3 п.л.
3. Российские СМИ и Ельцин. « Appledaily » HongKong’s newspaper,
02.01.2000. 0.1 п.л.
4. Современные российские СМИ и общество. Taiwan's Euro-Asian union, 12.10.1999. 0.4 п.л.
5. Российская реклама в структуре российского общества // М.: изд. МГУ, 1999 г. 04.04.1999. 0.4 п.л.
16