Ви є тут

Особенности проявления этнической толерантности во взаимодействиях молодежных групп

Автор: 
Гаджигасанова Наиде Сефтеровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305659
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................
Глава 1. Толерантность как свойство социальных отношений, специфика
13
проявления в этнонациональных отношениях............................
1.1. Анализ социологических подходов к сущности и содержанию толерантности.........................................................
1.2. Экспликация (уточнение) понятия толерантности с ориентацией на проблемы этноса и этнонациональных отношений..........................
1.3. Проявления толерантности в межэтнических взаимодействиях молодежных групп......................................................
Глава 2. Факторы формирования толерантности молодежи в этнонациональной среде. Анализ социальных технологий утверждения принципа этнотолерантности в межэтнических взаимодействиях............
2.1. Значимость идентификационного фактора в формировании этнической толерантности. Влияние структурного фактора (среды проживания) на
го
характер взаимодействия молодежных групп................................
2.2. Значимость институционального фактора в формировании этнической толерантности.............................................................. 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................
178
183
195
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Российская Федерация характеризуется полиэтнической структурой населения, в которой насчитывается более 180 этносов и входящих в них этнических групп. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., из 142,85 млн. человек, русских по самоидентификации - 80,9% (111,02 млн. человек); представителей других этносов - 19,1% (26,21 млн. человек)1. Одним из важных условий
перспективного развития поликультурного социума является мирное сосуществование различных этносов и их представителей, которое проецируется на политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизни общества. Тем самым определяется необходимость и значимость этнической толерантности среди представителей всех народов, населяющих Россию. На необходимость осмысления проблемы этнической толерантности в стране указывает и тенденция глобализации - волна мировых процессов национально-этнического самоопределения, этнического дробления власти и регионализация власти. Обозначенные детерминанты дополняются декабрьскими событиями 2010 г. на Манежной площади, которые вскрыли накопившееся межэтническое напряжение во взаимодействиях молодежных групп и получили широкий общественный резонанс. Поэтому актуальность изучения этнической толерантности в среде российской молодежи в современных условиях представляется оправданным в силу ряда причин. Это связано с пограничностыо положения молодежи в обществе, которая обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. Именно поэтому изучение социального поведения молодежи, а также формирование этнической толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде. Как следствие, изучение молодежных групп позволяет в наиболее концентрированном виде отследить тенденции развития общества, а целенаправленное воздействие на молодежь с целью развития межэтнической толерантности, является наиболее
1 Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. (декабрь 2011) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа; иЯЬ: http://www.pcrcpis-2010.ru/rcsults_of_thc_ccnsus/rcsult-deccmber-2011.ррГ - свободный. - Загл. с экрана (лата обращения 01.02.2012)
20
философии начинается с признания, что...конфликты между ценностями перманентны... Вопрос лишь заключается в том..., как сделать их менее
'У'*
вредными для благосостояния человека» . На наш взгляд, Роулз Дж. и Грей Дж. ограничивают толерантность сферой моральной и политической философии.
Между тем, стоит заметить, что на современном этапе развития научной мысли историко-философское осмысление толерантности демонстрирует, наряду с универсальностью, и его противоречивость (Абдулатипов Р.Г., Валитова P.P., Золотухин В.М., Лекторский В.А., Мчедлов М.П., Скворцов Л.В., Тишков В.А., Уолцер М., Шалин В.В. и др.). В указанных работах обсуждается также вопрос границ толерантности, вне которых она становится опасной интолерантностью. Золотухин В.М. рассматривает толерантность и терпимость как близкие по значению понятия. Вместе с тем, автор, исследуя генезис и актуализацию понятия «терпимость» в европейской философской традиции, отмечает, что имеет место необходимость изучения «толерантности», которая получила в интерпретации отечественной традиции значение «проблемы терпимости»24. В результате проведённого исследования Золотухин В.М. обозначил две тенденции рассмотрения онтологических оснований «терпимости»: 1) христианская, связанная с наличием безусловной веры, которая воспитывает в человеке смирение и покорность, и вместе с тем, призывает к пассивному участию в общественных процессах; 2) гражданская, базирующаяся на познающем разуме, посредством которою достигается оптимальная уравновешенность мировоззренческих притязаний в активной жизненной позиции25.
Названные факты убеждают в том, что интерес к проблеме этнической толерантности и ее интенсивное развитие возникли не случайно, а являются одной из составляющих новой, постмодернистской концепции гуманитарной науки.
В настоящее время и внутри исследований этнической толерантности выделяется ряд концептуальных направлений, связанных с идеологическими установками авторов и с историческим развитием самих исследований этнической толерантности. В историческом разрезе выделяют три этапа формирования исследований этнической толерантности, что связано, с одной стороны, с гетерохронностью освоения проблематики этнической
23 См.: Хомяков М.В. Толерантность, нейтральность, равенство II Толерантность и интолерантность в современном обществе: Перспективы и реальность: Материалы VII международной научно-практич. конференции / Под ред. И.Л. Первовой. - СПб.: Изд-во С.-Г1етерб. ун-та, 2009. - С. 39 - 49.
24 См.: Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии. // Автореф. дисс...докт. филос.н. - Екатеринбург, 2004.
25 Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбас.гос.техн.ун-т, 1999. - С. 151.
21
толерантности отдельными научными дисциплинами, с другой - с
региональными особенностями исследовательских интересов и приоритетов, с
третьей - с приверженностью отдельных исследователей той или иной модели
теоретизирования. Так, толерантность, по определению академика Тишкова
В.А., личностная или общественная характеристика, которая предполагает
осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит,
и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в
чью-то пользу. По мнению автора, толерантность - рациональная реакция
человека, её уровень зависит от знаний и личного опыта. Но, наряду с этим,
«это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует
толерантность. Нетерпимость, особенно в наиболее изощренных формах, чаще
26
является результатом усилии интеллектов...» .
Интересным является определение толерантности, которое сформулировал Лекторский В.А.: «Толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога культур»27. Автор считает, что взаимодействие с позициями, отличными от своих, сопоставление своей аргументации с аргументами в пользу иной точки зрения выступает как необходимое условие развития своих собственных взглядов. В целом, Лекторский В.А. обозначил четыре модели понимания толерантности: 1) как безразличие; 2) как
невозможность взаимопонимания (в контексте уважения к другому, которого вместе с тем невозможно понять, с которым невозможно взаимодействовать); 3) как снисхождение; 4) как расширение собственного опыта и критический
диалог; 5) как уважение к чужому мировосприятию в сочетании с установкой на
28
взаимное изменение позиций в результате критического диалога .
Сущность исследуемого нами феномена проницательно уловил Уолцер М. Так, исследователь отмечает: «терпимость (толерантность) делает возможным существование различий; различия же обусловливают необходимость
терпимости»29. Кроме этого, автором предпринята попытка создания
плюралистической теории толерантности, которая позволила выделить пять интерпретаций толерантности: 1) отстраненность, связанная с нежеланием
противостоять или ощущением бессмысленности противостояния; 2)
безразличие; 3) моральный стоицизм; 4) восприятие различий как общественного блага; 5) восторженное поддержание всякого мног ообразия.
26 См.: Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / Очерк теории и политики этничности в России. - М.: Информ.-изд. агенство «Русский мир», 1997.
27 Цит. по: Лекторский В.А. Толерантность // Философские науки. - 1997. - № 3-4. - С. 17.
28 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № И.
29 См.: Уолцер М. О терпимости. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.