Ви є тут

Социально-исторический процесс взаимодействия государства и церкви : современный социокультурный подход

Автор: 
Лановенко Алексей Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306092
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Взаимодействие государства и церкви в историческом контексте.............................................................14
§ 1. Эволюция представлений отечественных исследователей
о взаимоотношениях государства и церкви: социокультурный анализ 14
§ 2. Исторические модели и формы взаимодействий государства и
церкви..............................................................32
§ 3. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:
взаимоотношение церкви и государства»...............................70
Глава 2. Государство и Русская Православная Церковь в поиске
диалога...............................................................87
§ 1. Глобализационные процессы и их влияние на изменение духовного
развития российского общества.......................................87
§ 2. Социокультурная ситуация в современном российском обществе в
контексте взаимодействий государства и церкви......................101
§ 3. Развитие диалоговой формы и социального партнерства во
взаимодействии государства и церкви в современном российском
обществе..........................................................117
Заключение...........................................................144
Библиография.........................................................152
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследовании. Возрастание роли религиозного фактора в мироном и национальном развитии диктует необходимость изучения религиозных процессов, их позитивного и негативного потенциала, влияния на общественную жизнь, формирование ценностных установок и жизненных ориентиров, па духовные основы общества.
Актуальность темы определяется необходимостью нахождения оптимальных путей духовного возрождения российского общества, определения места и роли в этом процессе взаимодействия государственной власти и Русской Православной Церкви в условиях разворачивающихся сегодня в глобализированном мире социальных процессов.
Па протяжении многовековой российской истории Русская Православная Церковь являлась самой крупной и влиятельной религиозной организацией в обществе, играла важную социальную и культурную роль в общественной жизни. Православной Церковью накоплен опыт теоретического осмысления государственно-церковных отношений, а также их практической реализации на разных этапах исторического развития России, который, к сожалению, мало изучен современной отечественной социологией.
Потребность в преодолении духовно-нравственного кризиса общества ставит па повестку дня современной социологии вопрос о тех национальных ценностях и традициях, в том числе религиозных, которые могли бы стать основой духовного возрождения страны.
В настоящее время Русская Православная Церковь, после десятилетий вынужденной социальной изоляции в советское время, принимает деятельное участие в развитии социума, становится активным субъектом его социокультурной жизни, меняется функциональное содержание, социальное
3
Представляет интерес компромиссная точка зрения, высказанная профессором Л.С. Павловым, который писал: «Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и неподлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, по самое письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей». И далее об уставе: «Памятник этот,
несомненно, составился из частных и, по всей вероятности, разновременных записей о подлинных распоряжениях св. Владимира по делам Церкви. Некоторые из этих записей, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире, или вскоре после него. Это доказывается их языком»13.
В целом взаимоотношения государства и церкви в тот период складывались относительно мирно, хотя и не без осложнений, поскольку князья пытались вмешиваться в дела церкви. В «Слове о законе и благодати» Иллариона прославляется князь Владимир, принявший веру христианскую: «Ты с новыми нашими епископами собираясь часто, с великим смирением советуешься с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа»14. Конечно, данные слова нельзя понимать буквально, поскольку церковь в определенной мере заигрывала с князем, ожидая взамен его поддержку и защиту.
Отметим, что обзорное исследование эволюции представлений русских мыслителей о сущности, содержании, а также моделях и формах взаимодействия государственных и церковных властных структур автор начинает с исторического периода второй половины XIX века. Отличительной чертой идейной атмосферы общественной жизни пореформенной России во второй половине XIX века явилось понимание
13 Павлов Л.С. Курс церконного нраиа.-СПб., 2002. С. 134,149.
14 Слопо о законе и благодати Иллариона // Литература Дрспнсй Руси. Хрестоматия. - М., 1990. С. 49.
15
необходимости обновления страны. Тема религии и общества, взаимоотношение, взаимодействие самодержавия и Православной Церкви становилась особенно актуальной.
В этот период в общественной жизни оформились три основных идейных течения - консерваторы, либералы, радикалы. Представители каждого из названных идейных течений с учетом своих политических целей, идейно-теоретических, духовных и морально-этических позиций рассматривали проблему взаимоотношения самодержавной государственной власти и Православной Церкви. Анализ позиций, их сопоставление представляет несомненный научный интерес, тем более, что их идейное наследие недостаточно изучено.
Позиция консерваторов определилась принципом, сформированным
С.С. Уваровым «самодержавие, православие, народность» - базисной основы теории официальной народности. Самодержавие было для него «необходимым условием существования Империи»15, хотя и не говорилось о сакральной природе монархической власти. Православие интерпретировалось им не в терминах божественного откровения, но как «залог счастия общественного и семейного»: русский, преданный своему отечеству, «столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь на похищение одного перла из венца Мономаха»16. Русскую нацию Уваров определял не как этнос, но как сообщество, объединенное свойством безграничной преданности своим властителям, что и отличало русских от западных народов, развращенных философией Просвещения.
Точку зрения С.С. Уварова поддерживал М.И. Катков - русский публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские Ведомости». Современники называли М.Н. Каткова «создателем русской публицистики», «борцом за русскую правду», «носителем русской
15 См.: Зорич А. Идеология «ирапослаиия-самодержания-народпости»: опыт реконструкции // Новое литературное обозрение. 1996, № 26. С. 86-87.
16 Там же. С. 92-10!.
16