/
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...........................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...............................10
1.1.Теория и методология исследования институтов государственной власти...............................10
1.2.Регулятивно-управленческая сущность функционирования институтов государственной власти....................37
1.3.Социологический аспект изучения деятельности государственных институтов в современной России......50
Выводы к первой главе................................57
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ..............................................59
2.1. Эффективность деятельности органов государственной власти и оценка их деятельности со стороны членов общества..59
2.2. Функции государственной власти на федеральном и региональном уровнях при разрешении социально-экономических проблем..............................................79
2.3. Основы формирования модели восприятия государственной власти на федеральном и региональном уровнях........130
Выводы по второй главе..............................141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................143
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................147
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................154
3
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Современная структура институтов государственной власти в России сложилась в результате' общественных реформ (в том числе и в политической сфере) в 90-х годах XX века. Их деятельность обусловлена федеративным устройством государства и высокой самостоятельностью отдельных его субъектов, что отражено в таких нормативно-правовых документах как Конституция Российской Федерации, конституции краев, республик и областей, других законодательных актов, регулирующих отношения в соответствующей сфере.
Основная задача институтов государственной власти (президентства, парламентаризма и структур региональной власти) состоит в создании условий для социальной стабильности общества, существенного улучшения качества жизни различных пэупп населения, доступности государственных и муниципальных услуг для всех граждан независимо от территории их проживания. Эти целевые установки отражены в стратегии социально-экономического развития, реализации национальных проектов и других документах.
Вместе с тем социально-политическое развитие постсоветской России значительно отличается проблемностыо, основными показателями которой являются воспроизводство социальной напряженности и конфликтогенных отношений, снижение уровня и качества жизни, неэффективная экономическая занятость и др. Это свидетельствует о том, что институты государственной власти не оказывают должного влияния на процессы социальной интеграции в обществе, к определенному ряду которых уровень доверия населения весьма невысок.
Совокупность всего ранее изложенного, актуализирует ключевые функции институтов государственной власти, необходимость формирования эффективной обратной связи с населением, привлечения региональных и
15
Место не задействованного в процессе коммуникации индивида, в самом простом смысле можно определить как “вот это”, место, занятое его телом в определенный момент. Оно также может рассматриваться более-широко: как место из всех возможных позиций. Тело наблюдающего может изменить непосредственное наблюдаемое место. Такая перемена мест может восприниматься другим индивидом, с похожим статусом, как действие наблюдателя, и перспектива другого может быть усвоена данным индивидом как своя собственная перспектива - прошлая или будущая.
Непосредственная интуиция места наблюдающего процесс коммуникации индивида (А1) имеет возможность развиться в идентификацию данного места как одного из множества мест, которое можно определить как “место мест” наблюдающего (Вц). Данное место может быть занято не только им самим. В такой ситуации наблюдающий индивид становится способным отличать не только свое место от прочих мест из некоторого множества, но и отличать свое сию минутное положение в данном месте от возможного-множества положений.
Поэтому непосредственность наблюдения места оказывается, на самом деле, не непосредственной. В подобном случае предполагается наличие некоторого метода различения мест (своих мест в рамках пространства или своего и чужих мест). Этот принцип называется идеей пространства (С|), т.к. речь идет в первую очередь о наблюдении, или практической схемой пространства (Вц), поскольку речь идет о действии и взаимодействии. Но в подобном случае наблюдатель не конкретизирует схем}' до уровня практических различений. Она выступает нерефлексирусмым принципом идентификаций.
Каждый из участников социального взаимодействия занимает некоторое место. Ыо отношения участника взаимодействия к занимаемому месту взаимодействия значительно отличается от подобного места наблюдающего стороннего индивида. Это означает, что пространство взаимодействия не слагается из простой суммы мест, которые занимают все
16
участники единовременно. Каждый участник социального взаимодействия знает свое место, которое отлично от места взаимодействия - прочих участников процесса.
Физическое пространство и пространство социальное соединяются ввиду того, что физическое тело человека нагружается некоторыми социальными значениями, а социальная компонента натурализуется. Иными словами, возникает не знание о пространстве, а практическая ориентация в нем, которая не осознаваема, поскольку присутствует в опыте физического тела как некоторая биологическая данность. Усвоение и воспроизводство в различных - реакциях окружающего мира происходит на уровне “практического смысла”. И чем раньше человек начинает самостоятельные действия в подобном поле, тем самоочевидным кажется ему соответствующее пространство.
Таким образом, с одной стороны тело, даже и измененное, в некотором смысле, социальным порядком является одним из полюсов восприятия. С другой стороны - существует властный порядок, в котором выражается заинтересованность общества в прозрачности и унификации пространственных мер и размещений. Одним из проявлений подобного порядка является такое социальное образование как социальный институт.
По мере развития общества как системы и, связанный с этим его отрыв от природной среды, проблема общественного порядка переносится из сферы естественно-природной в социальную, переформулируясь в вопрос об условиях производства и воспроизводства общественной жизни. Подобное реализуется посредством взаимосвязи развития человеческой деятельности относительно предыдущего результата и различных социальных регулярностей. Из этого, по мнению Гидденса, следует тот факт, что возникающие при соответствующем взаимодействии структуры имеют ограниченность как исторические факты. Однако, для их более глубокого и объективного изучения необходима концептуализация таких образований не только как ограничивающих социальную деятельность индивидов, но и как
- Київ+380960830922