ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ XXI ВЕКА.... 13
1.1. Социокоммуникативные и социокультурные трансформации современного общества: анализ основных теоретических концепций 13
1.2. Глобальная сеть Интернет как инновационное средство массовой коммуникации.................................... 31
1.3. Социальные последствия информационного экстремизма
в Интернете.............................................. 46
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 60
2.1. Информационная безопасность в современной России:
анализ основных угроз......................................................... 60
2.2. Проблема социального управления глобальной сетью Интернет в контексте обеспечения информационной безопасности Российской Федерации................................................ 77
2.3. Социологическое исследование Интернета как фактора угрозы информационной безопасности Российской Федерации (экспертный
опрос, контент-анализ и традиционный анализ интернет-ресурсов) 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 108
ЛИТЕРАТУРА.......................................... 118
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................... 140
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена определенным гносеологическим вакуумом, возникающим как результат противоречия между научно-технологическим развитием общества, с одной стороны, и адекватной исследовательской рефлексией данного процесса - с другой. Стоит отметить, что в конце XX - начале XXI в. стремительными темпами развивается глобальная компьютерная сеть, с каждым годом увеличивается численность ее аудитории. По данным М. Кастельса, в 1995 г. в мире насчитывалось менее 10 млн пользователей Интернета, к концу 2003 г. их стало около 700 млн. К 2005 г. численность этой аудитории достигла около 1 млрд (даже с учетом 1ромадной разницы между развитыми и развивающимися странами). Интернет становится универсальным социальным пространством деятельности и коммуникации1. Число пользователей глобальной компьютерной сети по данным 2010 г. составляло 1 млрд 966 млн человек2. Интернет вполне может считаться инновационным медиасредством массовых коммуникаций XXI в., сочетающим в себе атрибуты межличностного, группового и массового общения. В Интернете, в отличие от традиционных массмедиа, проявляют себя не только профессиональные (журналисты), но и непрофессиональные коммуникаторы, не имеющие специального образования. Однако последние, благодаря глобальной компьютерной сети, наделяются вещательной инициативой, влияют на мнения, оценки и поведение многочисленной интернет-аудитории. В ряде случаев их влияние выходит за пределы Интернета и распространяется на широкие массы людей (как в случае хождения панических слухов о взрыве на Волгодонской АЭС в 2007 г. или крахе российских банков в 2008 г.).
В настоящее время резко возросла скорость трансляции информации, однако одновременно произошло и ухудшение ее качества. На взгляд диссер-
1 См.: Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества// Социол. исслед. 2005. № 7. С. 107-108.
2 См.: URL: http://percvod.yandex.m/eiVids=74327&url=http://vvww.internctvvorldstats. сот/ stats.htm (дата обращения: 24.01.2011).
3
план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология»1.
Масштабные социокоммуникативные и социокультурные трансформации общества конца XX - начала XXI в. стали предметом серьезного анализа. Научная мысль сконструировала ряд теоретических концепций, объясняющих суть и направленность происходящих трансформаций социума. Относительно классификаций данных теорий существуют различные мнения. Диссертант разделяет точки зрения по данному вопросу Е.В. Артюхиной и И.А. Шевченко.
Так, по мнению Е.В. Артюхиной, основные теоретические подходы, рассматривающие социальные изменения в условиях развития информационных технологий, можно объединить в три группы: 1) теория информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер, 3. Бжезинский, М. Кастельс); 2) постклас-сическая социальная теория (Г. Дебор, М. Маклюэн, Ж. Бодрийяр); 3) теория виртуализации (А. Бюль, А. Крокер, М. Вэйнстейн, М. Паэтау). Названные концепции можно условно разделить на «оптимистические», или концепции развития (теория информационного общества), авторы которых говорили о прогрессивном развитии массового сознания в условиях информационного общества, и «пессимистические», или концепции изменений (постклассиче-ская социальная теория и концепция виртуализации), делающие акцент на
негативном и разрушающем воздействии информационных технологий на
2
сознание человека и социальное взаимодействие .
По мнению диссертанта, методологическая ценность концепции Е.В. Артюхиной заключается в том, что она четко дифференцирует различные теории согласно направленности их окончательных выводов: «оптимистиче-
Горелова Е.В. Информационное общество: концепции и историческая практика// Вопр. культурологии. 2007. № 4. С. 70-72.
" Артюхина Е.В. Компьютерно-опосредованная политическая коммуникация: опыт социологического анализа: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2008. С. 11-12.
14
ские» и «пессимистические». Это оптимизирует теоретико-методологические построения авторов, осуществляющих анализ социальных изменений в условиях развития информационных технологий.
Однако если в 1960-е гг. идеи об информационном обществе носили, скорее, характер футурологических прогнозов, то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в создании и широком распространении персональных компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В своей совокупности эти достижения коренным образом изменили жизнь общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность, т. е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно1.
В этой связи правомерным представляется подход И.А. Шевченко, который выделял 3 этапа развития научных теорий информационного общества. На первом этапе - с конца 1950-х и примерно до середины 1960-х гг. -началось осмысление того, что технологические факторы развития начинают превалировать над политическими и социальными. Данная теория получила название «теории постиндустриального общества» и впервые была введена в научный оборот американским социологом Д. Рисменом в 1958 г. Это период накопления информации и идей по поводу грядущего общества.
Второй период датируется серединой 1960-х - концом 1980-х гг. Его условно можно назвать футурологическим, поскольку речь в исследованиях велась в основном о будущем типе общества. Данный этап связан с именами
1 См.: Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999.
15
- Київ+380960830922