Ви є тут

Социальный статус молодых ученых в регионе

Автор: 
Осипова Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304419
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ............................17
1Л Концептуализация исследования социального статуса молодых ученых 17
1.2 Молодые ученые в структуре российского общества...........44
ГЛАВА 2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
2.1 Социокультурные ресурсы в структуре социального статуса молодых
ученых.......................................................82
2.2 Влияние факторов, определяющих социальный статус молодых
ученых......................................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................165
Приложение 1............................................. 181
Приложение 2.................................................183
Приложение 3.................................................198
2
Введение
Актуальность темы исследовании. В условиях формирования общества, основанного на знаниях, а также перехода России на инновационный путь развития наиболее ценными и значимыми становятся его интеллектуальные ресурсы. Это связано с тем, что модернизация всех сфер современного общества непосредственно зависит от науки и инноваций, которые становятся главными факторами прогресса любого вида человеческой деятельности, обеспечения технического и социального развития, поддержания общественного согласия.
В экономически развитых странах наблюдается рост затрат на исследования и разработки и, соответственно, увеличение абсолютной численности персонала, выполняющею научные исследования. Как показывает зарубежный опыт, высокий социальный статус представителей научных сообществ является показателем социально-экономического развития государства, эффективности его научно-технической политики.
В России за последние десять лет также наблюдается тенденция усиления государственной поддержки науки, однако ее темпы не сопоставимы с развитыми странами. Такое положение привело к противоположному, чем в западных обществах, тренду - сокращению численности занятых в этой сфере. Этому также способствует сформированный в общественном сознании россиян противоречивый образ ученого, занятого в непрестижной сфере труда, непубличного, консервативного, но имеющего высокие морально-этические качества.
В силу кризисных процессов, наблюдаемых в структурах государственных академий и научных отраслевых организаций, отечественная высшая школа становится основным институтом, обеспечивающим воспроизводство нового поколения ученых. Необходимость изучения данной социально-профессиональной группы, формируемой в высшей школе, особенно
3
занимает некую ячейку, а роль необходимо исполнять. Таким образом, статус -это позиция в социальной структуре, место индивида в обществе или социальной группе, а за ролью стоят определенное мышление и поступки, способ или модель поведения.
Первый подход совмещает статическое состояние (статус) с динамическим (роль как модель поведения). Другой подход отождествляет статус и роль, третий - заключается в приписывании статусу интегрирующей функции, когда он понимается как показатель общественного положения личности, социальной группы, неразрывно связанный с профессией, квалификацией, должностью, характером, реально выполненной работы, материальным положением, партийной и профсоюзной принадлежностью, деловыми связями, национальностью, религиозностью, возрастом, семейным положением, родственными связями и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом положении человека как о разных аспектах его статуса [132, с. 109].
Третий подход предполагает, что понятие «статус» - есть обобщенный показатель социального положения индивида в обществе, который Р. Мертон определил как статусный набор личности - совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду [80, с. 106].
Социальным позициям различных групп и их социальным статусам посвящены теоретические труды классика социологии М. Вебера. Термином «социальный статус» он обозначает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, который основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рождения и профессии [21, с. 27].
В противоположность экономически детерминированной классовой
18
ситуации М. Вебер определяет статусную ситуацию как любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который определен специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть, по М. Веберу, может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей. Если различия в собственности ведут к различиям жизненных шансов, то различия в статусе ведут, как правило, к различиям в стиле жизни и потребления. Стиль жизни задается обшей для группы «субкультурой» и измеряется «статусным престижем». Статусная группа в связи с этим способна контролировать и даже направлять поведение своих членов через определенные стандарты поведения, заключенные в общей для нее субкультуре [22, с. 152].
Позднее термин «социальный статус» стал заменяться понятием «позиция» как нейтральным, отделимым от норм и социальных ролей. Такое различие можно наблюдать у Р. Дарендорфа, который разделил понятия «позиция» и «роль», поскольку определил позиции как места в полях отношений, а роли - как тип отношений между теми, кто занимает определенные позиции и требования общества к тем индивидам, кто занимает эти позиции. С точки зрения ученого, социальная структура общества образуется разными типами отношений между позициями, а социальный статус приобретает значение ранга престижа индивида или группы [40, с. 143].
Социальная позиция огображает позицию определенного индивида или группы в системе социальных отношений. Социальный статус может определяться как «ранговое содержание» индивида через сопоставление социальных позиций в определенном ранговом диапазоне.
С точки зрения теории социальной мобильности П. Сорокина, индивид является участником многих общественных структур, рассматриваемых им как сложная сеть взаимопроникающих друг в друга социальных систем и подсистем. Проблема общественной дифференциации решается им исходя из внутригруппового различия статусов индивида. В связи с этим под социальным
19