Содержание
Введение.....
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЫСШЕ10 11РОФЕССИОНАЛ ЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ............................................................13
1.1 Подходы к характеристике социального института образования в современных условиях модернизации высшего профессионального образования в России...13
1.2 Качество высшего образования в системе нормативно-правовых и ценностных установок российского общества.........................................34
1.3 Методика исследования оценок качества высшего профессионального образования основными субъектами образовательного процесса.........................65
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..............................................74
2.1 Специфика обеспечения качества образования в современном вузе......74
2.2 Оценки качества высшего профессионального образования преподавателями алтайских вузов на современном этапе модернизации образования....................93
2.3 Студенческие оценки качества образования в современном вузе.......115
Заключение............................................................141
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................148
ПРИЛОЖЕНИЕ А..........................................................167
ПРИЛОЖЕНИЕ Б..........................................................168
ПРИЛОЖЕНИЕ В..........................................................173
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Современная Россия переживает сложный период, когда в стране продолжают формироваться и укрепляться элементы правового государства и гражданского общества. Развитие общественно-государственного управления в сфере образования является одним из подобных элементов, суть которого состоит в ориентации на мнения участников процесса модернизации образования. Так, например, за два года обсуждения нового законопроекта «Об образовании» Министерство образования и науки РФ получило свыше 20 тысяч замечаний, причем не только от профессионалов, но и от родителей, учащихся, работодателей, представителей власти.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» отмечается, что основной целью модернизации образования является повышение его качества. При этом в принятом Государственной Думой РФ 17 октября 2012 г. в первом чтении правительственном законопроекте качество образования понимается как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [84]. В данном законопроекте обозначена важность принципа открытости, в частности имеются в виду проведение общественной аккредитации и участие работодателей в подготовке государственных образовательных стандартов. Отметим, что уже при разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) третьего поколения активно привлекались общественные организации и союзы работодателей. Однако в этом процессе мнению основных субъектов системы образования уделяется явно недостаточно внимания.
з
стабильности общества. Посредством образования новым поколениям должны передаваться базовые моральные принципы, чувство солидарности и принадлежности к группе. Образование призвано быть образцом мирской нравственности, направленной на поддержание национальной сплоченности и солидарности.
Позднее, в рамках теорий структурного функционализма, изучением социального института образования занимается Т. Парсонс, основоположник данной теории. Основываясь на базовых принципах структурного функционализма Т. Парсонс исследовал социальные явления и процессы как систему, в которой каждый элемент структуры имеет определенное значение (функцию). Образование, по мнению Т. Парсонса, имеет своей главной целью усвоение интеллектуальных дисциплин. Прослеживая эволюцию функций образования, Т. Парсонс приходит к выводу, что образование стало одним из самых важных факторов общей стратификации современной системы общества. Образовательная революция оказывает глубокое воздействие на структуру занятости, в особенности в направлении общего повышения адаптационной способности общества [114].
Характеристикой института образования занимался Г. Спенсер, родоначальник эволюционизма. На основе теории эволюционизма Г. Спенсер сформулировал концепцию социальных институтов. Он считал, что образование как институт берет свое начало от религиозного института -церкви. Работы Г. Спенсера посвящены анализу профессиональных учреждений. В соответствии с базовой схемой эволюции Г. Спенсер усматривал потребность в данных институтах, в необходимости защиты жизни, механизмах ее регулирования и поддержания. Таким образом, Г. Спенсер истолковывает институт образования как специфический способ приспособления к жизни [139].
В российской социологии образования широко представлены классический и постнеклассический подходы в работах С.И. Григорьева, H.A. Матвеевой, Д.Д. Невирко, В.Г. Немировсого, А.И. Субетто [41, 103, 108, 109,
16
141]. Взгляды исследователей отражают роль и значимость человека как субъекта всех сфер общественной жизни. Эти подходы представлены различными социологическими школами: виталистская социология,
универсумная социология, научная школа ноосферизма.
Ярким представителем ноосферной научной школы в России является Субетто А.И. В своих работах Субегго А.И. большое внимание уделяет социальному институту образования, делая акцент на таких аспектах как функции образования в современном обществе, проблема качества образования, значимость аксеологическеской составляющей современного образования: «Поосферизация российского образования есть ноосферизация его содержания, предполагающая его тотальные экологизацию, космизацию, возврат к национально-нравственным, духовным основаниям того Великого Синтеза (по В. И. Вернадскому), который осуществлялся национальными научной, философской, культурно-нравственной и религиозной, в первую очередь православной, мыслью» [141, С.24-25].
По мнению исследователя, социальный институт образования становится важнейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе и в России. В связи с этим Субегго А.И. тесно связывает между собой такие понятия как «качество жизни» и «качество образования». По мнению Субетто А.И., образование в XXI веке - это не только проблема развития собственно образования как социального института в XXI веке, это не только проблема образования как частного дела человека, решения его индивидуальных проблем выживания в «мире изменений», - это проблема в целом устойчивого развития России и человечества в XXI веке, это проблема выхода, и России, и человечества из экологического тупика Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, это проблема прогрессивной социальной эволюции человечества и России в долгосрочной перспективе [146, С. 243-302].
17
- Київ+380960830922