Содержание
2
Введение
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование процессов
урбанизации в западной и отечественной социологии
§1 Историко-теоретический анализ формирования представлений о городе в западной социологии
§2 Методологические подходы к категории «город» в отечественной
у
социологии
§3 Основания идентификации монопрофильного города с позиций социологического анализа
§4 Формирование городской общности монопрофильных городов в советский период и проблемы функционирования в период рыночных преобразований
Глава 2 Социокультурные аспекты трансфоргмационных процессов в монопрофильных городах Архангельской области
§1 Особенности процесса урбанизации территории Архангельской области
§2 Объективные факторы детерминации жизнедеятельности населения монопрофильных городов Архангельской области
§3 Социальное самочувствие населения монопрофильных городов Архангельской области
§4 Концептуальные основы управления адаптацией монопрофильных
городов к изменениям среды
Заключение
Литература:
Приложения
3
16
16
46
60
70
92
92
110
142
170
183
188
200
Введение
3
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время в современной России почти каждый второй малый и средний города и каждый четвертый большой город относятся к категории монопрофильных. Воспроизводство общности в таких городах происходит по особым закономерностям, познание которых востребовано субъектами социальной политики. Наметился интерес исследователей к поиску причинно-следственных связей, позволяющих повысить эффективность управления городской средой. Вместе с тем, как показывает анализ теоретических источников, комплексных иссле/щваний процесса трансформации монопрофильного города в зависимости от исторических, культурных, экономических, этнографических и других факторов крайне мало.
Для понимания тенденций развития городской общности и прогноза изменений среды монопрофильного города актуален ретроспективный анализ.
В советский период необходимость изучения моногорода связана с тем, что процессы урбанизации, индустриализации, пространственного и хозяйственного освоения территорий страны способствовали массовому возникновению монопрофильных городов, определив особенности их функционирования. Рыночные преобразования 1990-х гг. вызвали социетальную трансформацию моногорода, сущность которой составляет переход к новому социальному облику, изменения в ожиданиях и предпочтениях горожан, в выборе и оценке стратегий городского развития. Осмысливая современное состояние моногородов, нельзя игнорировать процессы, оказавшие влияние на развитие их городской общности. Происходящее сегодня зарождение нового, глобального, трансформационного процесса, связанного с мировым финансовым кризисом, скорее всего также окажет влияние на жизнедеятельность стран и их внутренних территориальных сообществ.
21
р
нужда...» В этом отражается роль города как культурного и ремесленного центра эпохи Возрождения.
Изменяющийся внешний вид средневековых городов в эпоху Возрождения отражен и в утопии Т. Мора. Он описывает организацию городского пространства: город-квартал - группа домов, сформированных вокруг
общественных зданий, в середине каждой части должен находиться рынок с товарами и продуктами; важную роль в городе играют сады.
Известной концепцией идеального города является трактат Т. Кампанеллы «Город Солнца» (полное название: «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог»). Утопия Кампанеллы возникла как конкретная политическая программа социальных преобразований одного города, а затем всего мира. Его утопия была направлена против частного интереса и неравенства, тирании государей и частной собственности.
Так же, как Мор, Т. Кампанелла важное место отводит оборонительной функции города. Образ города сочетает в себе эстетические и просветительские аспекты. В теории Т. Кампанеллы присутствует и деревня. Ее жители снабжают города необходимым, но, в свою очередь, деревня играет роль «изолятора» от городского общества: в нее отправляются менее способные дети и калеки.
Таким образом, утопические проекты эпохи Возрождения разграничивают и* включают в себя два вида поселений: город и деревню. Между этими поселениями сохраняется традиционное разделение труда и функций. В организации городского пространства присутствуют следующие качества: безопасность и контроль над окружающим пространством; гармония с природой; важное место отводится городской планировке.
В конце XVIII века город резко меняется. Европейская промышленная» революция, которой предшествовали радикальные перемены в сельском хозяйстве, ремесле, торговле, науке, образовании, культуре, религии и т.п. подорвала традиционные экономические отношения; основанные на
12 Мор т. Утопия. - М.:, 1978 - С.201.
22
земледелии. Условно 1800 год считается рубежом перехода от доиндустриальной урбанизации и аграрной экономики к индустриальной эпохе. Резкий подъем урбанизации, происшедший в XIX столетии, усилил концентрацию населения в городах. Этому способствовали рост промышленности, развитие научно-технической и технологической базы производства, интенсификация сельского хозяйства, развитие транспорта, средств связи, науки и т.п. Именно этот период (рубеж XIX века) считается индустриальной стадией урбанизации в общецивилизационном смысле.
Эти резкие изменения в эволюции города отражены и во всестороннем научном осмыслении происходящих процессов. Если до XIX века в рамках социально-философских учений предпринимались попытки обосновать город как удобный в пространственной организации и архитектурном воплощении, справедливый в социально-политическом плане и выполняющий определенный набор функций, то с XIX века формируется социологический подход к изучению города как исторического, культурного явления; его влиянию на жителей, на окружающую среду; взаимосвязи города и иных форм поселений. Традиция исследования социальной жизни городов восходит к Ф. Теннису, М. Веберу, Э. Дюркгейму, Г. Зиммелю, О. Шпенглеру.
Родоначальником исследования сообществ является немецкий мыслитель Ф. Теннис. Для анализа общества в работе «Общность и общество» он использует «идеальные типы»: «общину» (Gemeinschaft) и «общество» (Geselschaft), - которые отражают характер социальных связей между индивидами в ассоциациях.
«Общинные» связи основаны на чувстве близости, симпатии людей друг к Другу» на личностных отношениях между людьми, на действии «...по желанию или склонности, по любви, по привычке, или, наконец, по велению разума, заключенного в чувстве долга...»13. Отношения регулируются традициями, семьей и церковью. Членов общины сближает общий язык, общие друзья и
13 Теннис Ф. Общность и общество И Социологический журнал. - 1998.- №3/4. -С.220.
- Київ+380960830922