Ви є тут

Социальное самочувствие незанятой городской молодежи в условиях безработицы : социологический анализ

Автор: 
Спиридонова Елена Леонтьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278015
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение ........................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социального самочувствия незанятой молодежи..........................
1.1. Специфика социологического подхода к изучению социального самочувствия.....................................................
1.2. Социальный феномен рынка труда и безработицы российской молодежи ..........................................................
1.3. Особенности экономического поведения незанятой молодежи на
рынке труда......................................................
Глава 2. Социальное самочувствие и адаптация незанятых молодых людей к измененной жизненной ситуации........................
2.1 Внутреннее состояние незанятого человека как один из составляющих компонентов социального самочувствия......................
2.2. Субъективная оценка изменения материального положения и социальное самочувствие молодых безработных: депривационный подход..............................................................
2.3. Активные формы поведения незанятых молодых людей в поисках
рабочего места...................................................
Заключение.......................................................
Библиография.....................................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы в современном российском обществе, сопровождающиеся масштабными изменениями в объеме и структуре занятости населения, помимо прочих последствий привели к образованию достаточно обширной по составу социальной общности - незанятой молодежи, которая в силу специфики возрастных социально-психологических характеристик оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Безработица не только подвергла материальным лишениям россиян, но также породила у молодых людей обостренное ощущение неуверенности в своем положении, в правах и доступности средств существования, все большей собственной социальной незащищенности, они испытывают нарастающую фрустрацию из-за блокирования многих насущных социальных потребностей.
Проблемы российской молодежи обусловлены модернизацией общества, господствующими в нем социальными отношениями, их решение возможно лишь на базе социально-политических и экономических преобразований. Роль и место молодежи в общественных делах определяются тем, какие имеются возможности для реализации её способностей и энергии и в то же время тем, насколько активно сами молодые люди участвуют в жизни общества. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только предоставление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки адаптации данной социально-демографической группы к современным условиям жизни.
Социальное самочувствие личности можно рассматривать как некий результат, интегральный показатель успешности процесса адаптации к изменившимся условиям. Изучение социального самочувствия различных социальных групп, в том числе и молодежи, имеет принципиальное значение для научного анализа и прогноза развития событий. В.Э. Бойков отмечает, что социальные процессы накапливают прямые и косвенные следствия социально-
3
ты, которые подходят им с точки зрения соотношения издержек и результативности, т.е. выбор стратегий поиска работы зависит от их эффективности.
Научная и практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в постановке проблемы влияния безработицы, «средовых» аспектов высвобождения и последующих поиска работы и трудоустройства на социальное самочувствие молодых людей и многообразие способов их реагирования на незанятость. Полученные результаты могут быть использованы государственными службами занятости при составлении программ психологической и материальной поддержки молодых безработных. Выводы диссертационной работы представляют интерес для совершенствования молодежной политики на муниципальном и региональном уровнях. Материалы исследования представляют интерес при подготовке и чтении лекций для студентов, в частности, при разработке курсов по «Социологии молодежи» и «Социологии труда и экономической социологии».
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры, а также на региональных конференциях. Основные выводы работы отражены в публикациях объемом 4,08 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 источник.
14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НЕЗАНЯТОЙ МОЛОДЕЖИ
Трансформация современного российского общества преобразила социально-трудовую сферу, подобно всем процессам формирование и развитие рынка труда повлекли существенные подвижки в объеме и структуре занятости. Годы реформ, сопровождающиеся социально-экономическим явлением безработицей, привели к необратимой эволюции внутренних феноменологических конструкций массового сознания. В силу существенного влияния данных объективных факторов, в значительной мере детерминирующих жизнедеятельность как отдельного индивида, так и социальных общностей, субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало быть прерогативой только психологических исследований. Эти обстоятельства во многом определили наш исследовательский выбор - обращение к социологическому анализу социального самочувствия незанятой молодежи. В отличие от психологической традиции в исследовании социального самочувствия, в рамках которой последнее рассматривается в основном как эмоциональное состояние, социологический подход опирается в первую очередь на когнитивные элементы социального самочувствия. Ибо, в сознании личности не обнаруживаются оценки собственного социального самочувствия.
Сознание и поведение людей в конкретно-исторической обстановке обуславливает появление и функционирование различных социальных структур, процессов и явлений общественной жизни. Социальное самочувствие во многом определяет экономическое поведение незанятых молодых людей. Их ценности, ориентации, представления о социальном статусе являются для большинства молодых людей основой принятия решений в личной и общественной жизни.
Роль социального самочувствия в поведении человека выражается, прежде всего, в его регуляторной функции: становясь мотивом поведения, самочув-
15