Ви є тут

Маргинализация социальной структуры как проявление кризисного сознания : На примере Дальнего Востока России

Автор: 
Лукина Ксения Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274080
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................3-11
Глава 1. Кризисное сознание как предмет социологического
исследования: проблема маргинальности..................12-77
Параграф 1.1 Социальный кризис и проблема социальной
девиации...............................................12-30
Параграф 1.2 Кризисное сознание: от личного кризиса к социальной
маргинальности.........................................31-53
Параграф 1.3 «Маргинальные пространства» и социальные
новации................................................54-77
Глава 2. Парадоксы социализации в кризисном обществе: десоциализация и ресоциализация (дальневосточный вариант)..78-119
Параграф 2.1 Проявления кризисного сознания, феномен фрустрации
и его последствия на социальном уровне.................78-98
Параграф 2.2 Процесс социализации в условиях кризиса «проточной
культуры»: глобальный и региональный аспект...99-119
Глава 3. Маргинализация дальневосточного общества: возможность
эмпирического исследования................................120-165
Параграф 3.1 Базовые индикаторы маргинализации общества: подходы к комплексной оценке
ситуации..................................................120-144
Параграф 3.2 Дальневосточное общество: картина социального
неблагополучия............................................145-164
Заключение................................................165-166
Библиография..............................................167-182
Приложения................................................183-199
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследования социальной трансформации в современной социальной науке, как правило, концентрируют внимание на докризисном или послекризисном состоянии. Предметом исследований выступают либо особенности докризисной структуры общества, предопределившие направление и характер кризиса, либо новое состояние, которое возникнет после окончания кризиса. Сам период кризиса в этом варианте самостоятельного исследовательского интереса не вызывает. Эта позиция имеет под собой достаточно веские основания. Социология от Т. Гоббса до Э. Гидденса и далее была учением о социальном порядке. Именно для исследования социального порядка предназначался инструментарий, разрабатываемый социологией. Сам же кризис мыслился как некий скачкообразный, кратковременный социальный феномен, не нуждающийся в особом исследовательском инструментарии. Однако реалии нашей страны оказались иными. Кризис прежнего социального устройства не привел к скачку в новое социальное состояние. Методы же описания кризиса, сложившиеся в рамках «социологии порядка», все более демонстрируют свою неадекватность. Тем более важной оказывается выработка подходов к анализу социального кризиса и порожденного им кризисного сознания как самостоятельного социального явления.
Однако для того, чтобы описать кризис в качестве особого социального состояния недостаточно только осознания его долговременности. Здесь необходима с одной стороны, внешняя исследовательская позиция, позволяющая дистанцироваться от собственного ощущения личности, ввергнутой в состояние кризиса, с другой, особый эмпирический объект, где кризисные явления были бы
маргинальное™ (от латинского тагдо — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, имеющее тенденцию превращаться в тип личности (№ 147 ).
Стоунквист, развивая понятие маргинальное™, описывает положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте и находящегося "между двух огней", на краю каждой из культур, но не принадлежит ни одной из них. Объектом внимания становятся типичные черты подобной личное™ и проблемы, связанные с ее неприспосабливаемостью и приспосабливаемостъю. социологическое значение маргинального человека. Маргинальная среда — это область, где осваивающая пространство культура комбинирует, объединяет особенности старого и нового. И в центре этого переплетения — маргинальный человек, борющийся за то. чтобы быть лидирующей личностью "между двух огней». Применямые Стоунквистом следующие психологические характеристики, близки к характеристикам, данным Дюркгеймом для общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Это ( №122,с. 71):
- дезорганизованность, неспособность определить источник конфликта;
- ощущение "неприступной стены", неприспособленное™, неудачливое™;
- беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;
- изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность;
- разочарованность, отчаяние;
- разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования;
19
- эгоцентричность, честолюбие и агрессивность.
При этом Парк считал, что маргинал никогда не будет принят в новое общество, оставаясь в нем личностью с расщепленным сознанием и расстроенной психикой. Стоунквист же полагал, что процесс адаптации может привести к формированию личности с новыми свойствами( № 78, с.12). Этот важный позитивный момент позволяет рассматривать процесс "трансформации социального, психического и эмоционального аспектов личности", ( он по мнению ученого, может занимать около 20 лет). Стоунквист выделял три фазы эволюции "маргинального человека". На первом этапе личность не осознает, что жизнь охвачена культурным конфликтом, она "впитывает" господствующую культуру. На втором - конфликт переживается осознанно и индивид становится собственно "маргиналом". Третья стадия- это успешные и безуспешные поиски адаптации.
Хьюз расширил концепцию, включив фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами или референтными группами, но нигде не принимается полностью. Феномен маргинальности, определенный в таком широком смысле, появляется, когда многие из нас участвуют в жизни высокомобильного и гетерогенного общества, естественно, это затрагивает и кризисное общество. «Хьюз, а затем Дивэй и Тиръякъян в американской социологии определили, что социальное изменение и восходящая мобильность имеют тенденцию быть причиной маргинальности для членов любой группы» (№ 78, с.14).
Р.Мертон считал, что «маргинальность возникает в том случае, когда индивидуум через предварительную социализацию готовится к членству в позитивной референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное состояние подразумевает множественность