Ви є тут

Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России

Автор: 
Глазунов Иван Васильевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
191997
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследований юсу- 15 дарственной молодежной политики в России.........................
1.1. Государственная молодежная политика: понятие, факторы 15 формирования и реализации в Российской Федерации...........
1.2. Региональная молодежная политика: институциональные характеристики ................................................. 31
Глава 2. Государственная молодежная политика в Магаданской
области: региональный аспект............................. 53
2.1. Молодежь Магаданской области: основные показатели качества жизни, тенденции социального развития.................... 53
2.2. Специфика государственной молодежной политики в Магаданской области и перспективы ее развития..................... 99
Заключение........................................................ 120
Список источников и литературы.................................... 125
Приложения....................................................... 143
3
Введение
Актуальность темы исследования. Принятый в 1991 году Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» означал курс государства на реализацию единой системы мер экономического, правового и организационного характера, направленную на самореализацию молодого человека в обществе, поддержку молодежных движений и инициатив. Однако в условиях коренной смены социального строя в стране, ее территориального распада и автономизации локальных сообществ на практике линия на развитие единых начал государственной молодежной политики не могла реализоваться и фактически была замещена целой группой сходных в некоторых чертах, но все же различных систем молодежной политики, проводившейся в масштабах российских регионов с большей или меньшей активностью.
В этом изменении проявилось основное противоречие государственной молодежной политики 1990-2000-х годов: призванная обеспечить единство политической линии государства в отношении всей молодежи России, молодежная политика приобрела черты нововведения в отдельных регионах (в правовом отношении она закреплена примерно в половине субъектов Российской Федерации). Это противоречие имеет и другую форму проявления: в регионализации проявляется преимущественно организационный аспект молодежной политики, на уровне же правовых норм и формируемых экономических механизмов она, напротив, в основном ориентирована на небольшое число образцов, имеющихся в федеральном законодательстве (в частности на документ 1993 года «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995, президентские программы «Молодежь России» и некоторые другие). В итоге именно регионашные особенности оказываются слабо отраженными на уровне правовых норм и экономических решений, принимаемых в регионах. Сложности формирования и реализации го-
16
трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний.
История мировой и отечественной социальной и политической мысли свидетельствует о том, что, во-первых, политика государства в отношении молодежи в той или иной форме существовала всегда; во-вторых, цели и содержание этой политики отражали идеологии, господствовавшие в том или ином обществе, а сама она выступала средством воспроизводства социально-классовой структуры общества и доминирующей ценностно-нормативной системы путем социализации новых поколений.
Государственная молодежная политика как явление характерна для различных типов общественных устройств как способ обеспечения преемственности в своем развитии. Вместе с тем, процесс преемственности чрезвычайно сложен. Там, где он протекает стихийно, в режиме чистой самоорганизации, общество неизбежно несет огромные потери в темпах своего развития. Здесь необходима определенная мера регулирования этого процесса, управления им, если общество знает, к каким целям оно стремится. Иначе достижение этих целей может так и не осуществиться.
Таким образом, сознательная, целенаправленная государственная молодежная политика и есть способ регулирования государством межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и, в конечном счете, наращиванием человеческого потенциала в интересах людей и развития общества. В этом и заключается главный смысл (сущность) государственной молодежной политики. При общей сущности виды этой политики просто имеют разные цели и разнос содержание, которые определяются идеологией этих обществ. Вопрос целей, задач и содержания молодежной политики - это вопрос сугубо идеологический.
Понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика — это сложная, мно-
17
гогранная система отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия молодежи.
Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, считает Дж. Б. Мангейм1. Он выделяет два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические. Статичные общества опираются главным образом на опыт старших поколений и, следовательно, развиваются постепенно при медленном типе изменений. Динамические же, напротив, стремятся к новым возможностям, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития.
В нашей стране до недавнего времени не было специальных государственных институтов молодежной политики, законодательной базы. Собственно, не было и самого понятия «молодежная политика». В 1980-90-х годах понятие «молодежная политика» стало все чаще упоминаться в общественно-политической и научной литературе и в настоящее время имеются различные его определения.
Российская социологическая мысль в 60-е годы (В.Т. Лисовский, С.Г. Иконникова, Ф.Р. Филиппов, И.С. Кон, В.Н. Шубкин и др.) инициировала исследования молодежи как автономной социальной группы, тем самым, подготовив почву для санкционирования молодежной политики как системы мер профессиональной и политической социализации молодежи в условиях социалистического общества. Молодежная политика (без пользования этим термином, а по существу) рассматривалась ими исключительно в социоадаптивном контексте; не ставился под сомнение статус коллективных социальных ценностей. Можно указать на нейтрализующий антикризисный характер предложений в рамках молодежной политики, что было связано с возможностями про-
1 Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. - М.: Весь Мир, 1997. С. 15-17.