Ви є тут

Влияние электронных масс-медиа на социальную идентификацию подростков

Автор: 
Павлычева, Елена Дмитриевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Артикул:
192346
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ГІЛАІІ
Введение
Глава І. Социальная идентификация подростков как социальная проблема: теоретические аспекты и особенности сс реализации и современной России.
§ I. Изучение социальной идентичности в современной науке
как важного компонента социализации личности...................14
$ 2. Факторы влияния на социальную идентификацию подростков
в современной России...........................................35
§ 3. Социологические параметры в изучении влияния медиапродукции па социальную идентичность подростков......58
Глава 2. Масс-медиа как фактор влияния на социальную идентификацию подростков.
$ 1. Медиа-рынок видеопродукции и проблема предпочтении
подростков.....................................................85
§ 2. І Іроблема выбора «референтных групп» и «значимых других»
под влиянием масс-медиа........................................І І I
$ 3. Технологии нейтрализации негативного влияния масс-медиа на детей и подростков..........................................ІЗ I
'Заключение.........
Список литературы
11рн ложен ИЯ.......
.142
.149
161
Введение
Актуальность темы исследовании. Начало третьего тысячелетия имеете с последними десятилетиями века XX нашали «веком информации», «веком коммуникации», и даже предположили, что мы стоим па пороге появления человека с повои парадигмой восприятия окружающего мира. Первый революционный переворот был связан с переходом от восприятия реальности, основанного па непосредственном наблюдении, к восприятию, опосредованному носителем информации (преимущественно бумажной), сегодня совершается переход к аудио-видео восприя тию.
Социальные последствия такого перехода многообразны и неоднозначны. Они связаны с формированием медиа-культуры, влияние коїороп па сознание и поведение люден, особенно подрастающего поколения, должно стать предметом научного изучения. Кроме очевидных достоинств лот процесс таит много опасностей. По данным социологических исследований подростки проводят перед телевизором I! компьютером в среднем от 3 до 5 часов в сутки. Состав программ, содержание фильмов, передач и компьютерных игр имеет большое значение в процессе социализации и социальной идентификации.
Формирование личности - многосторонний, длительный II противоречивый процесс. В нем соединяются неповторимость личности, ее индивидуальность, «единственность», с одной стороны, а с другой -включенность в целое, в семью, в группу, социум. Каждый человек уникален, но ои же представляет собой частичку своей культуры, традиций и исторического опыта народа, к которому принадлежи т.
Как интегрируются в одном и том же человеке разные по природе и существу своему элементы личностного и безличного поведения, как осуществляется выбор поведения, сдвиг от поведения межі рупнового к
20
общество»). Автор выявил три формы социальной идентичности: приписная (которую человек не выбирает, она связана с определенностью иола, семьи, рода, этноса), приобретенная (то, что достигнуто собственными усилиями) и заимствованная (выполнение ролей, усвоенных в ходе развития).
Э. Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации ‘жизненного опыта в индивидуальное Я», ого г процесс, писал он, «оберегаеч целосзиоси, и индивидуальность опыта человека дает ему возможность предвидеть как внутренние, гак и внешние опасности и соразмерять своп способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом».1 более того, идентичность имеет определенную организующую функцию в развитии личности, по этой причине данное понятие являеюя центральным для Э. Эриксона при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.
Уже на стадии младенчества, пишет Э. Эриксон, при благоприятных условиях развития ребенка возникает доверие к окружающему миру и надежда на помощь и защиту. В противном случае формируется устойчивый комплекс страха, подозрительности, неуверенности в себе.
Дальнейшее развитие связано с формированием полоролевой идентификации, происходящей в основном под непосредственным влиянием роди телей. В этом же возрасте (от 3 до 6 лет) формируется автономность, обеспечивая ребенку инициативность, самостоятельность, что требует от роди телей особого терпения и такта. От 6 до 12 лет ребенок осваивает новые социальные роли, опираясь на образование, овладевая новыми знаниями, умениями, навыками, активно общаясь со сверстниками.
По собственно социальная идентичность начинает формироваться, считает Э. Эриксон, в стадии «иодростппчества и юности» (от 12 до Ю лет). Это кризисное время в становлении личности автор назвал «кризисом >го-ндентичностн и ролевым смешением». Это время, когда от молодых люден требуется совмещение обретенных ценностей п смыслов, самооценки, своего
Чрнксон'). П.-ктпнчноси.: юность и крмтис. - М.. 19%. С. X.
прошлого, настоящего и будущего, к сознательного выбора социальных ролен. Сам этот выбор в свою очередь требует отказа от миожсона других вариантов. Нарушение социализации и процессов самоидентификации в дот период чревато отчужденностью от окружающих, неадекватными реакциями на внешнее воздействие, отчуждением от самих себя (потере себя), отсутствию устойчивых ценностных ориентаций.
Последующие стадии в случае благоприятного развития могут привести к формированию высших нравственных чувств, творческой деятельности, «общечеловсчности» личности, т.с. способное III интересоваться судьбами людей за пределами собственной семьи, задумываться о будущем не только своем, по многих других люден, действовать в интересах многих, нести ответственность за происходящее в мире. Альтернативой выступают очень опасные социальные явления: эгоизм, отчуждение, агрессия, стремление манипулировать другими людьми, чувство бессмысленности жизни и безнадежности существования, крайнее одиночество, а нередко и желание отомсти ть всем окружающим.
Очень важно и то, что Э. Эриксон определяет идентичнойь как такой конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами, стандартами, и нормами. Эта сторона идентичности есть «осознанный личпостыо опыт собственной си особи осі II интегрировать все идентификации ... с умственными способностями, с приобретенными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями».1
Она всегда больше простои суммы идентичностей!, обретенных и детском возрасте, она отражает характеристики, благодаря которым мы делим мир па похожих п непохожих на нас людей. Именно этой идентичности было дано название социальной.
Возрастая типология социальной идентичности Э.'Эриксона интересна и представляется очень актуальної'! сегодня, однако она сужает
і.
)рнксои "). Млсмшчмиси»: юность и кризис. - М., 1996. С. 31.