Ви є тут

Социальная ответственность муниципальных служащих в Российской Федерации

Автор: 
Джанаев Марк Хазбиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192781
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение....................................................... 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-И1-1СТИТУЦИОНАЛЬЬ1Ь1Е ОСОБЕН-НОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ................................... 14
1.1. Социальная природа ответственности, ее виды и функции в практике местного самоуправления.............................. 15
1.2. Муниципальная служба как источник социальной ответственности ........................................................ 32
1.3. Особенности функционирования муниципальных служащих в качестве субъектов социальной ответственности в местном самоуправлении ................................................... 54
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛТЛ1ЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................................... 74
2.1. Содержание и состояние социальной ответственности муниципальных служащих в современных российских условиях 75
2.2. Условия и факторы формирования социальной ответственности муниципальных служащих.................................... 98
2.3. Проблемы и перспективы повышения социальной ответственности в деятельности органов местного самоуправления в России.......................................................... 123
Заключение................................................... 135
Список использованных источников и литературы................ 141
Приложение................................................... 158
х-
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследовании.
Важнейшим направлением в поисках эффективных форм управления общественными процессами в современной России можно выделить развитие самоуправляемых социально-территориальных объединений — системы местного самоуправления. В последние годы объективно определилась тенденция перемещения властных полномочий на места, непосредственно в реальную сферу управления процессами жизнедеятельности и жизнеорганизации, в среду гражданского общества. Вместе с тем, обострились и проблемы субъективного характера, связанные с готовностью местных властей ответственно управлять подведомственными им социальнотерриториальными объектами.
Новые социальные и экономические отношения в России требуют качественных изменений организации и деятельности органов исполнительной власти, особенно там, где власть ближе всего к человеку - в поселках, районах, городах. Но управленческая практика показывает, что при высокой степени общественной потребности в дееспособной и ответственной местной власти муниципальная служба пока еще плохо организована, слабо институционализирована, не подготовлена к решению сложнейших социальных задач. Очень низким остается уровень социальной ответственности муниципальных служащих, ощущается высокая общественная потребность в его повышении и дальнейшем развитии. Это можно считать основной проблемой в процессах оптимизации системы местного самоуправления в России. Муниципальная служба должна окончательно сформироваться в качестве важнейшего звена в системе управления общественными процессами, и именно от уровня подготовки её служащих, их профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят темпы поступательного развития общества.
3
водит ко многим искажениям в ее понимании и применении необходимых механизмов решения.
Особенно это характерно для новых структур власти, появившихся в результате демократических преобразований, таких, как местное самоуправление и муниципальная служба. Многие ученые и социально-политические аналитики отмечают, что изменение отношений власти на местном уровне «сверху», путем создания законодательных основ ее функционирования, но не подкрепленное наличием эффективных механизмов ее обеспечения, не принесло ожидаемых результатов. Упрощенный подход к пониманию сущности местного самоуправления, его социальных особенностей и функций в жизни общества, в том числе и специфики социальной ответственности муниципальных органов власти и муниципальных служащих, не обеспечил быстрый переход к новым методам и формам эффективного социально-территориального управления. Поэтому сегодня необходимо развитие научных представлений о месте и роли социальной ответственности в деятельности муниципальной службы, создании на их основе практических мер и механизмов но ее обеспечению и укреплению.
1.1. Социальная природа ответственности, се виды и функции в практике местного самоуправления.
Определение места и роли социальной ответственности в деятельности местного самоуправления и его важнейшего организационного компонента, муниципальной службы, требует освещения важнейших теоретикометодологических аспектов ответственности как социального феномена и как социально-философской категории, так как ответственность представляет собой комплексное и многоуровневое понятие. Значения этого понятия могут быть обусловлены как спецификой интерпретирующей его отрасли научного знания, так и характером отношений взаимной зависимо-
15
сти субъекта ответственности, объекта и инстанции, перед которой этот субъект ответственен.
Поэтому проблема ответственности не может иметь однозначного решения и представляет собой сложное переплетение проблем философского, этического, психологического, юридического, социально-экономического характера, что обусловлено сложностью и многообразием самой человеческой сущности и социальной действительности. Если подойти к изучаемой проблеме с философской точки зрения, то можно отметить наличие жёстких взаимодействий и взаимосвязей между каждым элементом системы. Смысл ответственности заключается в формировании баланса, равновесия между этими взаимодействиями, что приводит в итоге к согласованию различных по силе и направленности движений в интересах целостного образования. Таким образом, ответственность выступает как фактор, регулирующий процесс образования систем, их функционирования и сохранения.1
Проблема ответственности в науке издавна рассматривалась с позиции соотношения категорий свободы и необходимости, нравственного аспекта поведения и деятельности личности, а в социальной практике, с административной или юридической точки зрения, как осуществление социального контроля, предусматривающего реализацию различных норм социального регулирования, в том числе и правовых.
Ответственность личности, его самосознание находятся в тесной взаимосвязи со многими понятиями и категориями, являющихся предметом изучения других наук. Особую значимость имеет связь ответственности с категорией «свобода», так как только свободная личность может самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Базисность понятия ответ-
1 См.: Романов В.Л. Социальная ответственность государственной службы / Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. — Майкоп-Ростов-на-Дону, 1999. - С. 296-297.
16