Ви є тут

Процесс социализации личности ребенка-инвалида в современном российском обществе : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Тимуца Ольга Вадимовна
Тип роботи: 
На материалах Республики Татарстан
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
221
Артикул:
193102
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕ РЖАНИЕ
Введение....................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы
анализа социализации личности ребенка-инвалида............20
Раздел 2. Семья в системе факторов социализации
личности ребенка-инвалида..................................50
Раздел 3. Основные направления оптимизации
социализации детей-иивалидов...............................93
Заключение................................................128
Литература ............................................. 135
Приложения................................................151
3
ВВЕДЕНИЕ
A ici уал вноси» исследова iihsi
Проблемы становления личности, её взаимодействие с окружающей действительностью, определения места и роли в общественной жизни всегда волновали исследователей. Зачастую, обострение указанных проблем происходит в периоды социально-экономических кризисов и преобразований, когда наиболее заметными становятся любые отклонения от нормы, у стан О ВЛ е Н11 ой бол Ь Ш И H ство м.
Для современных трансформационных процессов России наряду со множеством других негативных явлений, характерен резкий рост детской инвалидности. Причины угрожающего роста детской инвалидности в последние годы лежат в сфере социально-экономических проблем. Специалисты связывают это с неблагоприятной экологической обстановкой, неправильным образом жизни, неблагоприятными условиями труда женщин, ростом травматизма, высоким уровнем заболеваемости, различными интоксикациями и инфекциями.
Число детей с неблагополучным состоянием здоровья в России достигает 85% новорожденных1. Так, в Республике Татарстан насчитывается 200 ООО инвалидов, в том числе более 18 ООО детей-инвалидов (по сравнению с 1999г. -
л
около 16 тысяч детей)“. В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, несмотря на сокращение общей численности детей, частота детской инвалидности увеличивается.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена еще и тем, что традиционные, сугубо медицинские подходы к решению проблем детской инвалидности оказались не достаточными в современных условиях. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, ограничены в материальных ресурсах,
1 Зелинская Д,И О состоянии детской инвалидности и реализации Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» //Рос. педиатр. 2001. №2. С.4-7; Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами. Москва-Курск.1999. С. 4-11.
2 Социальная защита населения в Республике Татарстан в 2001 году: Стат. сб. Казань, 2002. С. 34.
21
Конечно, личность не является категорией физиологии, но ее выделение помогает лучше осознать как влияет функционирование живого организма на формирование и развитие человека. Физиология стремится вскрыть механизмы осуществления функций организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде. В случае нарушения тех или иных функций организма физиология помогает объективно диагностировать и эффективно оценить лечение и прогноз заболеваний.
Однако только использованием законов физиологии в клинике ее значение не ограничивается, оно выходит далеко за пределы лечебной медицины. Так, было установлено, что характер влияния высших отделов мозга на внутренние органы и регуляцию всех процессов жизнедеятельности определяется воздействием на организм окружающих условий, важнейшим из которых для человека являются социальные условия.
С развитием специфической отрасли педагогики - специальной педагогики - в России начинает формироваться национальная система специального образования. С начала XIX века отношение Российского государства к аномальным детям изменялось часто: от полной изоляции и неприятия к созданию развивающих программ и специальных образовательных учреждений. В центре внимания - ребенок не с аномалиями развития, не с заболеваниями определенных органов, а ребенок, имеющий трудности в обучении (во взаимодействии с другими людьми и различными предметами).
Таким образом, развитие медицины и педагогики оказало влияние на появление в социологии к середине XX века социальной модели инвалидности. Суть модели - во взаимосвязи между отдельным человеком и окружающей его средой, причем ограниченные возможности не рассматриваются как вина человека. Данная модель основана па восприятии инвалидности как социальной проблемы, так как нетрудоспособность, ограничения, ущерб в значительной степени создаются обществом - его неправильными нормами, отношениями, стереотипами. К этому времени эволюционирует понятие реабилитации от сугубо медицинского термина, означающего восстановление утраченных
22
функций организма человека, к совершенно иному значению - «реабилитация как способ интеграции инвалида в общество». В центре внимания данной модели - окружающая социальная среда человека и ее влияние на формирование его личности.
Рассмотрим основные понятия данной работы в эволюции от медицинской модели к социальной.
В психологии крайняя биологизация человека, отождествление мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных очевидна в психоанализе З.Фрейда28. Он считал личность природным существом, а поведение человека объяснял присущими ему от рождения потребностями и инстинктами. Стремление личности к удовольствию образует ее потенциал, задает мотивацию к активным действиям. Но, наталкиваясь на систему запретов, созданных обществом, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Личность всегда находится в конфликте между удовлетворением собственных инстинктов и социальным порядком'9.
Необходимым шагом нашего исследования стало знакомство с интегрированной концепцией Э.Эриксона30. Суть концепции заключается в описании важных для человека этапов его жизни, па каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающим миром. Подобные этапы проходит каждый человек в своей жизни и связаны они с преодолением кризисов. Понятно, что автор создал идеальную модель, в которой представлены две полярные линии личностного развития: нормальная и аномальная, означающие положительные качества человека и его недостатки. Каждый этап в жизни человека является качественным преобразованием,
2* Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений / Сост. науч. ред М.Г. Ярошевский. М ,1990. С.425-430.
24 Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности I Фрейд 3. "Я" и “Оно". Труды разных лет: Пер. с нем. Кн.2. Тбилис, 1991. С.5-174; Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1991. С.418-438.
З03ейгарник Б В. Теория личности в зарубежной психологии. М 1982. С.30-34; Немов P.C. Основы психологии. М., 1997. С.357-361.