Ви є тут

Трансформация жизненных стратегий женщин в современных российских условиях

Автор: 
Чернышева Ольга Валериевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193112
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Социологическое содержание категорий «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненный стиль», «жизненный план», «жизненная стратегия», «жизненный выбор»................................19
1.2. Особенности изучения жизненного пути в гуманитарных исследованиях................................................31
1.3. Влияние процессов, происходящих в современном российском обществе, на трансформацию жизненных стратегий...............38
1.4. Типология жизненных стратегий, механизм и условия их формирования.................................................44
ГЛАВА II СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИН В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1. Особенности профессионального становления женщин в советский период (1917-1985)...........................................58
2.2. Возможности профессиональной самореализации женщин в новых социально-экономических условиях.............................66
2.3. Гендерная сегрегация профессиональной сферы.............76
ГЛАВА III ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (ОПЫТ АНАЛИЗА НАРРАТИВНЫХ БИОГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРВЬЮ)
3.1. Организация и проведение исследования. Опыт использования качественной методологии в исследовании жизненных стратегий и жизненного пути личности.....................................88
3.2. Особенности личностного развития и профессионального
самоопределения женщин в родительской семье...................110
3.3. Мотивы получения высшего образования и профессиональной подготовки....................................................125
3.4. Взаимосвязь профессионального становления и личностного развития женщин........................................................134
3.5. Профессиональные и межличностные взаимоотношения женщин: социогендерный аспект.........................................139
3.6. Соотношение ценностей семьи и работы в жизни женщины.....145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................152
ЛИТЕРАТУРА....................................................160
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................181
з
забота о детях для большинства женщин остается недостижимой перспективой.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет углубить представления о жизненных стратегиях современных российских женщин, о характере их трансформации, о процессах изменения жизненных ориентаций, адаптационных механизмов и т.д.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по социологии и спецкурсов по гендерной проблематике; в преподавании общих и специальных курсов по социологии («Социология политики», «Социология семьи», «Гендерная социология», «Социология труда и занятости», «Социология молодежи», «Качественные методы в социологии»), на спецсеминарах; в качестве рекомендаций общественным объединениям и неправительственным организациям; в образовательных институтах; в качестве концептуальной разработки правительственных федеральных и региональных программ социальной политики.
Апробация работы. Идеи, результаты и основные положения проведенного исследования изложены в научных статьях, публикациях, а также обсуждались на кафедре прикладной социологии РГГУ.
Основные положения диссертационного исследования излагались автором в докладах и сообщениях на ряде международных межвузовских научно-практических, теоретико-методологических и межрегиональных научно-практических конференций. Среди них: «Интеллигенция и
молодежь: право на лидерство и идеалы» (Москва, РГГУ, МГСА, 21 декабря 2000 г.); «Социальный статус и имидж гуманитарной
интеллигенции: иллюзии и реальность» (Москва, РГГУ, 13-14 марта 2001 г.); «Жизненные стили и социальные практики интеллигенции конца XX - начшш XXI вв.» (Москва, РГГУ, 23-24 апреля 2002 г.); «Интеллигенция в обществе риска» (Москва, РГГУ, 25-26 марта 2003 г.); Летняя школа «Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика» (Саратов, 1-12 мая 2002 г.).
17
Объем и структура диссертации
Представленная к защите диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 13 параграфов. В конце диссертации приводится заключение, список использованной литературы, который включает 254 наименования, из них 14 на иностранных языках, приложение. Общий объем работы составляет 187 страниц.
18