Оглавление
Введение....................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социальной адаптации
1.1. Становление и развитие теории социальной адаптации 15
1.2. Перспективная адаптация выпускников средней профессиональной школы как объект социологического исследования...........................................37
Глава П. Внешние и внутренние факторы перспективной
адаптации выпускников средней профессиональной школы
2.1.Формирование качеств, необходимых для адаптации выпускников в трудовой сфере...........................60
2.2. Институциональные факторы, повышающие адаптивность выпускников............................................84
Заключение................................................111
Список используемых источников и литературы...............117
Приложение.................................................135
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, усложнением процесса социальной адаптации в связи с непрерывными изменениями во всех сферах общественной жизни человека, с другой, многообразием проявлений этого процесса. В социологической науке достаточно освещены результаты исследований механизмов адаптации в различных сферах человеческой деятельности. В то же время до сих пор отсутствует четкая классификация видов и факторов адаптации, остаются разночтения в понятийном аппарате социологической теории адаптации, что существенно усложняет понимание социальной сущности этого явления.
Актуальность темы обусловлена также спецификой процессов адаптации, относящейся к сфере профессионального образования. В ходе профессионального обучения формируется опыт, который в процессе жизнедеятельности используется индивидом в социальной адаптации. Именно поэтому профессиональное обучение автор рассматривает как процесс накопления адаптивных качеств индивидом. В современных условиях образование становится одним из мощных рычагов регулирования процесса социальной адаптации индивидов и социальных групп. Но эффективное воздействие на этот процесс невозможно без изучения факторов, условий, механизмов социальной адаптации индивида как представителя определенной социальной группы.
Особую актуальность приобретает разработка методов изучения процесса социальной адаптации молодежи на современном этапе, когда существенным образом изменяются требования, предъявляемые к молодому специалисту, причем не только к
13
Практическая значимость исследования
Результаты работы представляют практическую значимость для подготовки специалистов в системе учебных заведений среднего профессионального образования:
методика исследования адаптивности выпускника среднего профессионального образования, которая обладает инвариантностью, экономичностью, убедительностью по статистическим показателям и позволяет исследовать проблемы социальной адаптации выпускников, определить типы адаптивности.
* модель процесса накопления адаптивных качеств для перспективной адаптации и в силу этого позволяющая корректировать формирование адаптивных качеств в ходе профессионального образования;
* модель, позволяющая осуществить мониторинг качества подготовки специалиста через показатели адаптивности выпускника, а также способствующая реализации комплексного подхода в определении уровня приобретенных в процессе профессионального обучения теоретических знаний, практических навыков и сформировавшихся качеств, способствующих успешной адаптации в трудовой сфере.
В ходе работы над темой получено 3 свидетельства на интеллектуальную собственность, зарегистрированных ФГУП «ВНТПЦ» от 25.05.04:
- модель уровней социальной адаптивности выпускника среднего учебного заведения в современном социуме - под номером 73200400105;
- перспективная адаптация как динамический процесс во времени -под номером 73200400106;
14
- методика исследования проблемы управления социальной адаптацией выпускников средних профессиональных учебных заведений в современном социуме - под номером 73200400107.
Методика и результаты исследований апробированы и внедрены в ряде учебных заведений среднего профессионального образования Российской Федерации: Златоустовском индустриальном техникуме им. П.П.Аносова, Омском государственном промышленноэкономический колледже, Юргинском техникуме отраслевой технологии и права, Уфимском государственном колледже радиоэлектроники.
Апробация работы
Основные положения проведенного по теме диссертационной работы исследования излагались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Развитие инновационной
деятельности среднего профессионального образования Республики Башкортостан» (Уфа,2002г.), «Управление социальными процессами в регионах» (Екатеринбург,2002г.), «Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» (Уфа,2002г), республиканской научно-практической конференции
«Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в условиях рынка труда: состояние, проблемы,
перспективы» (Уфа,2003г.). Основное содержание работы раскрывается в семи публикациях, в том числе и в журнале «Среднее профессиональное образование», включенном в список изданий, рекомендованных ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из, включающего источники и приложения.
- Київ+380960830922