2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ..................................................... 17
1.1. Концептуализация понятия миграционной политики
в социологическом контексте...................................18
1.2. Взаимосвязь миграционной ситуации и мшрационной политики: региональный аспект...........................................38
1.3. Методология анализа мшрационной политики: социологические
подходы.......................................................58
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ........................79
2.1. Миграционные процессы в Ростовской области в контексте Южно-
*1.
российского региона...........................................80
2.2. Отражение миграционной политики, проводимой в Ростовской области, средствами массовой информации и в общественном мнении.......100
2.3. Пути совершенствования миграционной политики в Ростовской
области......................................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................136
ЛИТЕРАТУРА...................................................139
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................150
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Вопросы миграции являются одними из главных и актуальных вопросов современности. На Юге России этническая миграция играет особую роль и часто выступает в качестве конфликтогенного фактора. В результате этнической миграции на Юге страны нарушилось этническое равновесие, возникли трения между различными национальными общинами, серьезно обострились проблемы трудоустройства, решения жилищно-бытовых вопросов. Для этого региона характерна неурегулированность миграционных процессов, а сложные межэтнические отношения, трудности социально-политического и экономического развития являются основой для эскалации кризисных ситуаций на Юге Российской Федерации. Радикальный национализм, политический и религиозный экстремизм, вооруженная сецессия на Северном Кавказе - реальная угроза национальной безопасности России.
Вследствие того, что Юг России является одной из активных миграционных зон, на современном этапе необходимо учитывать, что мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешеншо острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Следует иметь в виду, что социально-политическая стабильность в Южном регионе может быть достигнута только в том случае, если удастся достичь конструктивного политического решения в области регулирования миграционных процессов.
Главной целью изменения миграционной политики государства становится создание для приезжих приемлемых условий труда и проживания на законных основаниях. Несмотря на то, что численность жителей России стремительно сокращается, долгое время обсуждение ситуации шло в основном внутри научного сообщества. До недавних пор не проявляли особого интереса к проблемам депопуляции и государственные структуры.
14
больших объемах принимать и размещать вынужденных переселенцев. Кроме того, существуют объективные трудности на областном уровне, которые состоят в необходимости налаживания четких и эффективных механизмов управления переселенческими процессами.
5. Анализ публикаций печатных СМИ и заявлений представителей областной власти подтверждает, что политическая элита Ростовской области все еще живет старыми представлениями о миграции, возникшими 8-10 лет назад — на гребне миграционной волны. Как считают ответственные работники территориального органа Министерства по делам федерации в Ростовской области, чтобы стабилизировать обстановку, необходимо ускорить принятие законов об иммиграции в РФ и о внутренней миграции населения РФ, а также внести ряд существенных поправок в Закон РФ «О порядке выезда с территории Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации». Идея пагубности миграции, возникшая в тот сложный период, успела стать мифологизированным стереотипом -устойчивым, схематизированным, эмоциональным и далеким от реальности представлением. В общественном мнении сохраняется представление о значительном влиянии миграции на социально-политическую ситуацию в области. Участники фокус-групп в Ростовской области демонстрировали на вербальном уровне достаточно высокий уровень нетерпимости. Судя по фокус-группам, возможность конфликтов с применением насилия невелика, но она не отрицается категорически.
6. Рассмотрев миграционную политику руководства Ростовской области, можно заключить что в целом она совпадает с направлением, заданным федеральным центром, но определяется как спецификой, характерной в целом для Юга России, так и местными социально-политическими особенностями. Особенно это проявляется в применении федерального законодательства и законотворчества в Ростовском Законодательном собрании. Концепция миграционной политики в отношении внешней миграции должна строиться на придании потокам ограниченного, но
15
качественно необходимого для регионального рынка труда характера, т.е. путем таких мер, как привлечение мигрантов по заранее установленным квотам, по контрактам, ограниченным по периоду времени, с необходимым уровнем образования и квалификации. Концепция в отношении внутренних миграций должна строиться на основе организованного характера межрегионального миграционного обмена населением путем подписания межрегиональных соглашений о приеме рабочей силы, по возможности такие потоки должны быть нивелированы по этническому признаку. Концепция в отношении интеграции иммигрантов и внутренних мигрантов должна строиться на основе снятия межэтнической напряженности в местах компактного проживания мигрантов различных этнических групп, путем формирования толерантности и развития "общественного договора", или нахождения компромисса между интересами коренных жителей и мигрантами.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы при исследовании малоизученных вопросов теории миграции и социальных структур, при разработке общефедеральной и региональной политики в сфере миграции, а также при преподавании курсов социологии, конфликтологии.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, а также докладывались на региональных научных конференциях по проблемам социологии, социальной философии, этнологии и миграционной политики в этой области: Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России» (Ставрополь, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 2010 г.).
Автор была участником ряда аспирантских семинаров. Результаты ее докладов отражены в 11 научных публикациях, общим объемом 6,6 п. л., в
- Київ+380960830922