Ви є тут

Информационное неравенство в современном российском обществе : социально-территориальный аспект

Автор: 
Пименова Дина Владимировна
Тип роботи: 
социально-территориальный аспект
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
159
Артикул:
192118
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА.........................13
§ 1.1 Информационный ресурс в современных концепциях социального пространства........................................................13
§ 1.2. Сущность и характеристика информационного неравенства - социологический аспект....................................................48
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ..................75
§2.1 Состояние и перспективы развития национального информационного пространства........................................................75
§2.2 Методы оценки развития информационного пространства региона.95
§2.3 Региональная информатизация как фактор преодоления информационного неравенства.....................................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................136
ПРИЛОЖЕНИЕ А....................................................154
ПРИЛОЖЕНИЕ Б....................................................157
ПРИЛОЖЕНИЕ В....................................................158
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В принятой на встрече Большой восьмерки Окинавской Хартии по Глобальному информационному обществу (2000г.) отмечено, что информационные и коммуникационные технологии в наступающем 21 веке являются одной из наиболее мощных потенциальных сил, воздействие которых изменяет образ жизни людей, способы обучения и работы, а также традиционные способы взаимодействия правительств со своими гражданами. Информационные технологии превратились в наиболее мощный двигатель развития мировой экономики.
Указанное обстоятельство во многом объясняет внимание со стороны политики, бизнеса и науки к процессам разработки и внедрения информационных технологий в экономику, управление, образование, сферу досуга, в деятельность средств массовой коммуникации. За последние годы были разработаны и приняты программы и концепции развития информационных и телекоммуникационных технологий наиболее экономически развитыми странами. Экономические, социальные проблемы, возникающие в процессе информатизации общества, регулярно рассматриваются на научно-технических конференциях, проводимых на уровне ООН, ЮНЕСКО, национальных парламентов, правительств и регионов.
Учеными, специалистами-практиками признано, что информационнокоммуникационные технологии позволяют решить следующие задачи:
- расширить права граждан путем представления доступа и разнообразной информации;
- увеличить возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений, получать оперативную информацию о деятельности правительства и парламента;
- каждый гражданин получает возможности для производства информации, а не только ее потребления;
14
щества, выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным - это будет общество согласия. В отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.
Анализ процесса перехода человечества в информационную эпоху, тенденций трансформации социальных и экономических структур общества, возникновение новых форм конкуренции под влиянием внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности проведен в фундаментальной работе М.Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура».
Разумеется, как любой идеал социального устройства общества, его технократическая трактовка не может быть осуществлена в полной мере, что прекрасно понимали ее авторы, но, совершенно справедливо полагалось, что движение в направлении этой цели возможно; так как информационнокоммуникационные технологии дают возможность широкого доступа к экономической, политической, любой социально значимой информации для конкретного индивида, что расширяет возможности для его социального и профессионального продвижения.
Практика показывает, что последняя социотехническая революция радикально изменила роль информации и, прежде всего знаний в решении производственных, экономических и социальных проблем. В современных условиях отсутствие необходимой информации, знаний оказывается непреодолимым препятствием для решения задач стоящих перед индивидом во всех сферах деятельности. Включение информационно-коммуникационных технологий в контекст профессиональной деятельности, досуг, деятельность средств массовой информации изменяет социальные системы общества, в том числе и его социальную структуру. Поэтому необходимо исследовать роль и значение информации и знаний в современных стратификационных концепциях.
15
В качестве методологической основы социологического анализа этого явления выступают тезисы и положения Соколовой И.В. об основных направлениях теоретико-методологических подходов к изучению процессов информатизации современного общества.2
Анализ социологических проблем информатизации общества, по мнению Соколовой И.В., прежде всего, предполагает интерпретацию и операционали-зацию самого феномена информатизации общества, выявления особенностей социологического измерения в современной информационной среде, разработку методов и технологий этого анализа.
Теоретические принципы исследования социального равенства и неравенства изложены в работе Гофмана А.Б. «Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства».3
В работе подчеркивается мощное воздействие осознания проблемы равенства в Х1Х-ХХвв. на все стороны жизни общества, в том числе и на возникновение науки социологии. Автор приводит 20 тезисов определяющих методологию исследования проблемы социальных равенства и неравенства. Для целей нашего исследования особенно важны тезисы о необходимости отказа от дихотомического видения предмета, когда равенство или неравенство выступают как изолированные противоположности.
«Между тем эти два явления необходимо рассматривать и исследовать в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии, одно без другого не существует... с социологической точки зрения необходимо вести речь не о равенстве и неравенстве как таковых, а 1) о различной степени того и другого, 2) о различных видах того и другого».4
Гофман А.Б. высказывает тезис о ценности неравенства, как в сословных, так и в современных индустриальных и постиндустриальных обществах, о соперничестве форм равенства с неравенством, смене одних форм другими. В ра-
2 И.В. Соколова. О структуре социологических проблем информатизации общества // Социальная политика и социология. - М.: РГСУ «Союз». С.231-233.
3 А.Б. Гофман. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социологические исследования.
№7.2004.С.23-26.
4 Там же С.24.