Ви є тут

Статус и карьера женщины в современном российском обществе

Автор: 
Галиакберова Наталья Ринатовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193000
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение......................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологических исследований социального статуса женщин...........................12
1.1. Теоретические предпосылки возникновения гендерных концепций...............................................................12
1.2. Анализ социального статуса женщин в гендерных теориях................................................................21
Глава II. Социально - экономическое положение женщин в современном российском обществе.....................................33
2.1. Гендерные аспекты дискриминации и сегрегации в экономической сфере........................................................35
2.2. Статус женщин в социальной сфере.........................65
2.3. Женщины в политике. Гендерные аспекты женской политики в России............................................................99
Глава 111. Профессиональная карьера женщины в современном российском обществе..............................................110
3.1. Карьера женщины с точки зрения гендерного подхода...............................................................110
3.2. Профессиональная карьера женщины в предпринимательстве и управлении.......................................................120
Заключение...................................................140
Список использованной литературы.............................146
Приложения...................................................169
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. До недавнего времени проблемы гендерного неравенства были вне сферы внимания отечественных социологов. С тех пор, как Советская Россия стала первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 г. юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни, в общественных науках преобладало традиционное понятие «исследование женских проблем». В женских исследованиях важно было показать неравноправное положение женщин. В 80-е годы женские исследования перерастают в гендерные и на первый план выдвигаются подходы, согласно которым практически все аспекты общества, культуры и взаимоотношений людей пронизаны гендерной составляющей. Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях, чертах характера, нормах жизни мужчин и женщин, но и анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Таким образом, гендер рассматривается как одна из основ социальной стратификации в любом обществе.
По мере развития демократии и утверждения принципов гражданского общества одной из важнейших социально-культурных задач в любом обществе становится преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности, в том числе и по признаку пола. Именно поэтому гендерные исследования в последнее время стали активно развиваться во многих странах мира.
Господство традиционных гендерных стереотипов, обосновывающих структурное социальное неравенство по признаку пола, приводит к тому, что в современном обществе практически во всех странах потенциал большинства женщин остается невостребованным. Достижение определенного статуса связано с возможностями карьерного роста. Однако жен-
танность теории реформ привели к тому, что, несмотря на массовость движения, оно не сумело изменить положения дел. Однако именно с возрождения либерального феминизма после почти сорока лет отсутствия женского движения в Америке начался второй этап феминизма. И в этом - историческая заслуга либералок.
Социалистический феминизм. В этом течении были синтезированы марксистские и феминистские взгляды. Так же, как и либеральное направление, социалистическое уходит своими корнями в прошлые века.
В социалистической традиции основными причинами дискриминации женщин считаются частная собственность и классовая структура общества. В марксизме эти идеи высказывал Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистский феминизм конца XIX - начала XX вв. развивался усилиями А. Коллонтай, К. Цеткин, А. Бебеля и других марксистов того времени в русле идей, высказанных Ф. Энгельсом и позже В.И. Лениным. В соответствии с марксистскими идеологическими установками, дискриминация женщин рассматривалась Коллонтай и Цеткин как частный случай дискриминации человека в классово-антагонистических общественных системах. Они утверждали, что, как и любой другой вид подавления, дискриминация женщин должна исчезнуть после совершения социалистической революции и построения нового общества.
Сегодня марксистский феминизм представлен в работах Э. Голдман «Продажа женщин и другие эссе о феминизме», С. Кокбёрн «Братья: мужское доминирование и технологическое изменение», М. Эванс «Похвала теории: женские исследования» и др. Они анализируют в основном экономические и социальные аспекты положения женщин в капиталистической системе производства и воспроизводства. По их мнению, капитализму присуще разделение труда по половому признаку. Женщина работает дома и производит продукты и услуги, которые не имеют обменной стоимости.
При этом женская работа по дому и уход за детьми не рассматривается как «настоящая работа», поскольку она не приносит денег. Мужчина, который работает в общественном секторе, непосредственно вовлечен в производство предметов потребления, предназначенных для обмена на рынке. Отождествление женщины с домом, приватным сектором придает её труду в производственном секторе вторичный статус; женщины относятся к «резервной армии труда».
Социалистические феминистки - 3. Айзенстайн, М. О’Брайен и др. - в целом разделяя эти идеи, тем не менее, расходятся по одному из пунктов с марксистками. В отличие от Энгельса, не допускавшего существования особого, отдельного от пролетарского, женского движения, современные социалистические феминистки настаивают именно на необходимости вычленения из проблем классовых и общесоциальных - собственно женских проблем. Теория социал-феминисток, в отличие от марксисток, утверждает, что классовые и гендерные отношения пересекаются в жизни женщины. [46, С.53]
Социалистический феминизм возник как результат того, что в марксизме был отвергнут гендерный аспект проблемы подавления женщин. По мнению феминисток, Ф. Энгельс не считал подавление женщин настолько же важным, как угнетение рабочих. Социалистические феминистки обвиняли марксизм в недостаточном внимании к проблеме женщин в семье и обществе.
Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т.д. [199,
С. 192] К. Миллет, С. Файерстоун, А. Дворкин, К. Дельфи, М. Дэйли и многие другие радикальные феминистки обратились к поискам общего, глубинного основания угнетения женщин. Таковым, по их мнению, является патриархат - система мужского доминирования над женщинами.