Ви є тут

Особенности социального взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения

Автор: 
Рак Евгения Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301811
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...................................................................3
Глава 1. Информатизация образовательного процесса как следствие глобальных социальных изменений......................................................16
1.1. Информационные технологии как конструкт социального взаимодействия на современном этапе развития информатизации образования..............16
1.2. Теоретическое обоснование анализа социального взаимодействия в виртуальном пространстве вуза.........................................43
Глава 2. Трансформация социального взаимодействия преподавателя и обучаемого вследствие изменения средств и методов обучения................57
2.1. Социальный аспект компьютеризации образовательного процесса вуза 57
2.2. Особенности применения дистанционных технологий обучения в виртуальном образовательном пространстве вуза.........................79
2.3. Особенности взаимодействия преподавателя-гьютора и студента в виртуальном образовательном пространстве..............................91
Глава 3. Типологический анализ субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения: социологический портрет.................103
3.1. Социологическая диагностика отношения субъектов дистанционного обучения к виртуализации образовательного пространства вуза..........103
3.2. Типологический анализ виртуального образовательного пространства вуза.................................................................122
3.3. Особенности социального виртуального образовательного пространства вуза: позиция экспертов..............................................139
Заключение...............................................................155
Литература...............................................................160
Приложения...............................................................181
3
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью социологического анализа последствий внедрения информационнокоммуникационных технологий, и в частности технологий дистанционного обучения, в современное образовательное пространство высшей школы. Анализ возможностей, предоставляемых дистанционными образовательными технологиями, особенностей организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий . позволит изучить факторы, способствующие вовлечению в процесс непрерывного и эффективного взаимодействия всех участников учебного процесса, выявить сильные и слабые стороны применения дистанционных образовательных технологий, рассмотреть комплекс проблем, с которыми неизбежно сталкиваются в процессе обучения все субъекты учебного процесса.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Именно в сфере образования идет становление индивидов, которые формируют новую информационную среду общества, в которой им предстоит жить и работать. Информатизация образования является важнейшим средством реализации новой образовательной парадигмы, в которой ведущая роль отводится развитию непрерывного и открытого образования, основные цели которого: улучшение качества обучения за счет более полного использования доступной информации; повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; реализация перспективных методов обучения с ориентацией на развивающее и опережающее образование; достижение заданного уровня компетенции и профессионализма в овладении информационно-коммуникационными технологиями. Вследствие трансформации средств и методов обучения мы наблюдаем существенное изменение роли и места преподавателя как субъекта инновационных процессов в цепочке «преподаватель — компьютерная среда обучения - обучаемый», социальная активность субъектов процесса обучения выступает важнейшим
21
социальной коммуникации1. Социально-культурологический анализ особенностей процессов информационного общества мы находим в работах М. Кастельса2, Т.Х. Эриксена3 и других.
Основной смысл концепции информационного общества может быть представлен следующими тезисами4: большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью; одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация; власть в обществе переходит в руки информационной элиты («датократов», «инфократов»). В отечественной науке проблемы информатизации в контексте постиндустриальной парадигмы наиболее полно рассматриваются и систематизируются в работах В.Л. Иноземцева. В качестве основной цели развития информационного общества выделено не наращивание массового производства благ, а максимальное развитие и использование человеческого потенциала, социальная ориентированность, формирование нового типа активности, отличающейся преобладанием элементов творчества, иного стиля управления — гетерогенного, личностного, антибюрократического, интеллектуального. Главным критерием отнесения человека к тому или иному классу служит его способность создавать новое знание, в то же время, члены общества, не обладающие необходимыми способностями и образованием, не достигают материальных целей5, с другой стороны, современное общество в настоящее время находится в фазе «турбулентной эволюции» без предсказуемых результатов и существует опасность, что общество примет «метакод» включения/исключения, когда некоторое люди будут личностями, а другие только индивидами6.
1 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, /пер. с англ. под научн. ред. О.И.Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ. 2000. - С. 330.
2 Кастельс, М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Факторня, 2004. - 328 с.
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / Т.Х. Эриксен. - М.: Весь мир, 2003.
4 См.: Корнейчук Б.В. Информационная экономика-Спб.: 2006-С. 12-59.
5 Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Академия, 1999.-640 с; Его же. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. - 1997. -№ 10. - С. 30-41.
6 Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. - М.: Интеллект, 1998. - С.96.
22
Процесс информатизации включает в себя следующие диалектически взаимосвязанные процессы: медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию -процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а также интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обусловливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта1.
Фаза перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития может быть определена на основе следующих критериев2:
1) социально-экономического (критерия занятости). Оценке подлежит процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным. По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг., а информационным обществом США стали в 1974 г. Финляндия вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США - в 1980 г. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития;
2) технического. Ранняя фаза информатизации общества соответствует развертыванию надежной междугородней телефонной сети, завершающая фаза характеризуется беспроблемным удовлетворением любых информационных потребностей каждого человека. По этому критерию США осуществляют переход к завершающей фазе информатизации, Россия находится в начальной фазе информатизации и достигнет завершающей фазы в 30 - 40-х г. XXI века;
1 См.: Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. - М.: Влад ос, 2003. - С. 17.
2 Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. - М.: Владос, 2003. -С.З.