ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучении менеджмента в условиях трансформации российского общества ^
1.1. Содержание ПОНЯТИЙ «менеджмент», «менеджер»................
1.2. Место института менеджмента в структуре общества........... 47
Глава 2. Особенности становлении инсти тута менеджмента
в условиях перехода российского общества
к рыночным отношениям........................................... 72
2.1. Предпосылки и этапы становления института менеджмента...... 72
2.2. Специфические черты и формы
институциализации менеджмента................................... 99
2.3. Характеристика социального состава института менеджмента
на современном этапе............................................ 120
Заключение...................................................... 147
Библиография.................................................... 153
Приложения...................................................... 172
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начало 1990-х годов в России характеризуется переходом к экономике рыночного типа, который повлек за собой коренное изменение системы хозяйствования и смену структуры управления. В данный период наблюдались такие кризисные явления экономики как спад производства, массовое банкротство предприятий, повышение уровня безработицы, обнищание населения и колоссальный разрыв между богатыми и бедными. Негативные последствия реформ указывают, прежде всего, на неэффективность и неспособность к функционированию в рыночных условиях существовавшей системы управления.
В рыночных условиях возникла необходимость в формировании принципиально других подходов к управлению на всех уровнях. Качественно изменилась не только структура управления и механизм распределения властных полномочий, но и наполнение управленческих ресурсов, которые теперь должны играть другие роли в процессе управленческой деятельности.
Сущность новых управленческих ролей, их распределение среди членов общества, а также система возникающих в процессе управления отношений и их воздействие на социальные процессы позволяют выделить в структуре общества новый социальный институт - институт менеджмента. Однако низкие темпы экономического роста, существующие диспропорции в развитии отраслей экономики, неэффективность распределения ресурсов свидетельствуют о том, что институт менеджмента еще не показал свою результативность в условиях рынка. Следует признать, что российскому менеджменту присущи такие проблемы, как невысокий уровень квалификации менеджеров, отсутствие социальной ответственности бизнеса, нестандартность условий реализации управленческих решений, быстрая и частая ротация управленческих кадров, что предопределяет необходимость изучения процессов становления института менеджмента в нашем обществе.
3
VV
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА §1.1. Содержание понятий «менеджмент», «менеджер»
С развитием новых форм хозяйствования, процессов глобализации, трансформации культурно-нравственных ценностей и идеологических принципов менеджеры выступают в качестве самостоятельной, осознающей свои интересы социальной группы, способной оказать корректирующее воздействие на дальнейшее развитие российского общества. Поэтому в системе социальной стратификации российского общества все больший интерес представляет социальный статус менеджера и содержание данного понятия.
В настоящее время можно констатировать тот факт, что термины «менеджмент», «менеджер» достаточно прочно вошли в употребление, иногда заменяя термины «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
В свое время дискуссионным моментом являлась семантика понятий «менеджмент» и «управление». Прослеживалась тенденция отождествления этих двух категорий в нашей стране, что, вероятно, было связано с переводом термина «менеджмент» на русский язык, однако с социологической точки зрения следует различать эти понятийные единицы.
Управление не ограничивается сферой труда и производства. Попытку проанализировать определения понятия «управление», а также охарактеризовать основные черты управления предпринимал еще
В.А.Бокарев1 в 1966 году. Афанасьев В.Г. отмечал, что управление - это сознательная деятельность преследующего свои цели человека. И не просто сознательная деятельность, а особая ее разновидность, связанная с выработкой решений и способов претворения их в жизнь, регулирующая функционирование определенной системы в соответствии с заданной целью
'Бокарев В.Л. Объем м содержание понятия «управление» /В.Л.Бокарев//Вопросы философии. - 1966. -№11.
17
путем систематического получения, переработки и использования информации.“ А также Афанасьев В.Г. отмечал, что управление -непременное, внутренне присущее свойство общества на любой стадии его развития.
Под социальным (общественным) управлением он понимал такое воздействие на общество в целом или его отдельные звенья (производство, социально-политическую и духовную жизнь, отрасли экономики, предприятия и т.д.), которое обеспечивает сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели. Афанасьев В.Г. выделяет такие виды социального управления как экономическое управление (управление производством), социально-политическое управление (управление отношениями между общностями и внутри них), управление духовной жизнью общества и отмечает, что сознательное управление обществом имеет конкретно-исторический характер.
Термин «управление» употребляется применительно к различным видам человеческой деятельности; к разным сферам деятельности; к органам управления. Управление с социологической точки зрения представляет собой властную форму закрепления социальных отношений людей, различающихся важностью и сложностью выполняемых задач, то есть должностным положением и местом в системе разделения труда. При этом управление может быть как системой определенных отношений, так и формой взаимодействия различных организационных структур. Управление - это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние. Объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект - систему хозяйства страны, отрасли, предприятия и т.д. Таким образом, понятие «управление» носит более широкий характер, включая в себя понятие «менеджмент». Данное явление интерпретируется следующим образом: «Управление есть всеобщая
г Афанасьев В.Г. Человек о системах управления /В.Г.Афанасьсв. - М.: Знание, 1975. - С.3-5.
- Київ+380960830922