Ви є тут

Традиционные семейные установки воспроизводства населения в современном северо-осетинском обществе: социологический анализ

Автор: 
Зураев Алан Муратович
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Артикул:
191887
179 грн
Додати в кошик

Вміст

и
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению семьи
на современном этапе 16
1.1. Современная семья в контексте отечественной и зарубежной социологии на рубеже веков социологии 16
1.2. Методика исследования 64
Глава 2. Функциональный потенциал современной осетинской семьи
глазами женщины 68
2.1. Социально-экономический портрет современной осетинской семьи 68
2.2. Динамика семейно-брачных отношений и структура современной
осетинской семьи 88
2.3. Внутрисемейные отношения 108
2.4. Репродуктивно-социализирующий потенциал современной
осетинской семьи: состояние, проблемы, перспективы 120
Заключение 169
Список использованной литературы 173
3
Введение
Актуальность темы. Актуальность исследования обусловлена сложившейся в стране на рубеже 20 — 21 веков демографической ситуацией, которая характеризуется, в частности, следующими показателями:
-низкий уровень рождаемости (в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения; по этому показателю РФ занимает одно из последних мест в мире);
- огромное количество производимых абортов во всех возрастах (на сегодняшний день порядка 2/3 беременностей заканчивается абортом, но этому показателю РФ занимает одно из первых мест в мире);
- высокий уровень младенческой смертности (в 3 - 4 раза выше, чем в большинстве стран развитых мира), смертности мужчин трудоспособного возраста (особенно в последнее десятилетие), частоты осложнений во время беременности и родов (этот показатель достигает 100%);
Все вышеперечисленное послужило причиной наступившей в современной России демографической катастрофы, исключительной по своему характеру, масштабам, темпам развития и возможным последствиям. Ситуация усугубляется повсеместным снижением уровня здоровья во всех популяциях населения, высоким уровнем разводов, внебрачной рождаемости, значительным числом неполных семей, нерегистрируемых брачных союзов, текущим социально-экономическим положением в стране, низким уровнем и качеством жизни большинства населения, неудовлетворенностью состоянием систем здравоохранения, образования, а также социальной защиты.
В этой связи возникает необходимость поиска путей выхода из
сложившейся катастрофической ситуации, которая предполагает разработку эффективных мер по укреплению института семьи в России.
Показателями эффективности предложенных мер должны в перспективе стать повышение рождаемости до уровня простого замещения поколений и ее дальнейшая стабилизация, значительное снижение количества
производимых абортов, снижение уровня младенческой смертности,
18
модель семьи, но и на функции и роль семьи, циклы ее развития и внутрисемейные отношения. Возникла панорама новых взаимосвязанных явлений на уровне жизнедеятельности людей.
В социологии семьи рассматривается не только социальная история семьи, но и сама история изучения семьи от Платона, вынашивавшего идеи общности жены и детей, от оппонировавшего ему Аристотеля,1 который утверждал автономность семьи относительно государства, до Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Милля, обвинявших семью в «деспотизме» и «человеческом унижении». До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось мыслителями как разросшаяся вширь патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности (авторитарностью, собственностью, субординацией и т.д.). Значительный вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит И. Баховену, труд которого «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» увидел свет в 1861 г., а также шотландскому юристу Д. Мак-Леннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба ученых самостоятельно пришли к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории, а также к идее предшествования матриархата патриархату.
Геродот в своем труде «История» отмечает общность женщин у целого ряда народов, но эти данные не были приняты Платоном во внимание при конструировании идеальной республики при помощи обобществления жен, детей, имущества.2 Аристотель последовательно развил идею Платона о патриархальности семьи как отвечающую природе человека и являющуюся исходной ячейкой государства, так как, по его мнению совокупность семей через совокупность селений составляет государство.
В XIX в. в науке закладывались основы эволюционного подхода к пониманию рода, семьи, смены поколений, разрабатывались идеи
1 Арнсинсль Сочинения г 4-х т М, 1983 5 ГЫюи Сочинения ь 3-х т М, 1972