Оглавление
Введение.............................................................. 3
Глава I. Теоретические основы исследования саморегуляции
художественной культуры....................................... 14
§ 1. Социологический анализ категории «художественная культура» 14 § 2. Динамика и саморегуляция художественной культуры в
классических теориях.................................................. 28
§ 3. Современные социогуманитарные концепции саморегуляции
художественной культу ры.............................................. 57
Глава 11. Регуляция художественной культуры в современной России .... 97 § 1. Формирование новой культурной политики в условиях становления
рыночных отношений.................................................... 97
§ 2. Тенденции изменения аудиторий искусства...................... 128
Заключение.......................................................... 152
Список использованной литературы..................................... 159
ВВЕДЕНИЕ
3
Аюуальность темы. В последние десятилетия изучение культуры как специфического явления привлекает все большее внимание ученых. В контексте этой обшей ориентации научной мысли лежит и интерес к проблемам художественной культуры. Особое внимание к художественной культуре обусловлено тем, что, с одной стороны, это важная подсистема культуры, без исследования которой нельзя получить верного представления о культуре в целом, с другой - тем, что в рамках социологии культуры больший акцент был сделан на изучении прикладных аспектов художественной культуры в ущерб теоретическим. В настоящее время в науке происходит осознание необходимости соединения дифференцированного исследования функционирования художественной культуры с выявлением общих закономерностей и механизмов ее развития, где отдельные виды искусства взаимосвязаны и опосредуют друг друга.
Анализ теоретических разработок сделанных в рамках отечественной и западной социологии позволяют рассматривать художественную культуру как сложную, многомерную, и целостную систему, - имеющую внутренние закономерности регуляции и развития. Изучение разл»шных теорий позволяет пойти дальше и рассматривать художественную культуру в контексте процессов регуляции и саморегуляции, что помогает определить пути ее дальнейшего развития. Художественная культура как системное образование нуждается в специфических способах организации ее функционирования, поддержания целостности, регулирования ее отношений с социальной средой Вместе с тем, художественная культура обладает способностью к саморегуляции, а поскольку она существует как подсистема культуры и общества, то не может не управлягься извне, из сфер политики, экономики и идеологии. Изучение взаимосвязи процессов регуляции и саморегуляции художественной культуры даст более достоверную картину ее
15
они варьируют от предельно широкого понимания, когда понятие «культура» совпадает с понятием «общество», до предельно узкого, когда культура трактуется как совокупность идей и представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей. Л. Моль в своей работе «Социодинамика культуры»1 насчитывает около 250 определений культуры, использовавшихся в мировой науке полтора десятилетия назад К настоящему времени их количество значительно возросло. Обилие трактовок этого фундаментального понятия
С.Н.Артановский объясняет тем, что оно «не может быть уложено в одну формулу, оно в принципе должно строиться в нескольких планах, отражая объективно существующую многогранность этого феномена».2 В данном исследовании не ставится задача анализа всех определений культуры. Ограничимся лишь одним из них, предложенным Л Г. Нониным: культура - это 1) абстрактное обозначение общего интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова «цивилизация»; 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продутегов интеллектуальной и, прежде всего, художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.* Л.Ионин использует понятие (репрезентативная культура», предложенное немецким философом Ф.Тенбруком, как определение культуры в социологической традиции: «культура является общественным фактором постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, те. производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает вес верования, представления.
1 См.: Моль А Социодинамика культуры. М., 1973. С.4.
2 Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967. С.33.
' Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С.11,
16
мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием».1 В работе используется данное определение культуры, позволяющее перейти к анализу художественной культуры с позиций институциональной теории искусства и системного подхода. Институциональная теория исходит из того, что существенные черты художественной культуры следует искать не в предметных или функциональных чертах произведения искусства, а в особенностях контекста, в котором она проявляется и функционирует. Для определения ближайшего контекста художественной кулыу ры в западной науке был введен термин «мир искусства»', тождественный понятию «художественная практика», более популярному в рамках отечественной социологии культуры. При этом мир искусства, как и мир политики, мир науки, мир бизнеса понимается как особый общественный институт (в широком понимании термина ((институт», а именно, целая система различных художественных институтов). При очень широком понимании «института», полностью охватывающем художественную жизнь, искусство представляет собой общественный институт. Однако он менее формализован и иерархичен, чем другие общественные институты, как, например, институт законодательства. Согласно институциональной теории, искусство - это то, что в данном обществе считается искусством и таковым признается. Таким образом, здесь очевидна аналогия с определением репрезентативной культуры, предложенной Ф.Тенбруком. Что касается непосредственного определения термина «художественная культура», то в отечественной социологии основные дискуссии ведутся по поводу различных подходов к целостному ее пониманию, т е. рассмотрению ее как целостной системы, в то время как на Западе внимание ученых сконцентрировано на определении понятия «произведение искусства», выступающего в роли
| Ионин Л.Г. Указ.Соч. С.49.
" Данто А Преобразование банальностиДАмериканская философия искусства. Екатеринбург. 1997.
- Київ+380960830922