Ви є тут

Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества

Автор: 
Бутакова Дарья Андреевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
191775
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.......................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения стратегий социальной адаптации
1.1. Понятие социальной адаптации в социологической науке .... 13
*
1.2. Особенности адаптивных стратегий в контексте комплексного
подхода.............................................................32
1.3. Групповая стратегия социальной адаптации молодежи в
современном российском обществе.....................................54
Глава 2 Региональные аспекты активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежи: общее и особенное
2.1. Реализация активных стратегий социальной адаптации
современной российской молодежью....................................75
2.2. Реализация активных стратегий социальной адаптации
студенческой молодежью г. Иркутска..................................94
2.3. Критерии выбора активных стратегий социальной адаптации студенческой молодежью г. Иркутска...................................112
Заключение.................................................. 130
Список литературы............................................139
Приложения...................................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Одним из непременных условий выхода России на реальный курс устойчивого развития является успешная социальная адаптация населения, т. с. выработка достаточно большим числом людей эффективных стратегий социального поведения, обеспечиваю-щая непрерывность воспроизводства социальной жизни. Наиболее активным транслятором таких стратегий в обществе выступает молодежь, и, прежде всего, студенчество, как динамичная группа, способная к быстрой смене стереотипов сознания и поведения, определяющая потенциал и будущее страны в целом.
Молодежь вынуждена адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое они создают сами. Особенностью нового мира становится процесс перехода к самостоятельному проектированию своей жизни, открывающий новые пути самореализации и способы социальных отношений, что ведет к увеличению степени социальной неопределенности и росту количества рисков. При этом нельзя забывать о том, что в рамках одного поколения может существовать значительная как групповая, так и внутригрупповая дифференциация адаптивных стратегий.
Молодежь выбирает или самостоятельно конструирует стили поведения, направленные, в том числе, и на социальное воспроизводство. Учитывая специфику современного социума, характеризующегося динамичными изменениями, наиболее эффективными будут именно активные адаптивные стратегии, позволяющие молодым мобильно приспосабливаться к инновационным общественным преобразованиям с минимальными ресурсозатратами.
Активные адаптивные стратегии позволяют молодежи, в том числе и студенческой, выбирать те пути самореализации, которые являются наиболее комфортными и оптимальными с их точки зрения для социализации в социуме. В то же время этот процесс сопряжен с непредсказуемыми последствиями как для личности, так и для общества.
3
1) в большинстве своем под термином «адаптация», в том числе и социальная, понимается исключительно приспособление к изменяющимся условиям, то есть его непосредственный перевод с латинского;
2) вызванное этим обстоятельством отсутствие в понятиях указаний на существенные, специфицирующие, выделяющие именно адаптацию признаки;
3) охватывание ими, как правило, одного (обычно биологического), много реже нескольких классов адаптации из во много раз большего числа существующих;
4) вызванное этим обстоятельством отсутствие корректного определения адаптации вообще, а тем самым и методологических "указаний" о возможных путях развития учения о ней, а, следовательно, и о социальной адаптации [161, с.23]
Таким образом, на наш взгляд, определения социальной адаптации не являются просто расхождением во взглядах на терминологию, а выступают предпосылками создания понятийно-категориальной системы социальных наук, наиболее точно описывающей адаптивные процессы в современном обществе. Важно отметить, что процесс социальной адаптации всегда носит характер субъектно-объектного социального взаимодействия. И от роли субъекта или объекта, в качестве которого выступает адаптирующаяся сторона, зависит целенаправленный или стихийный, активный или реактивный характер будет иметь этот процесс.
Другой подход к изучению феномена социальной адаптации, носящий философский характер и выступающий так же как один из общенаучных подходов наряду с комплексным, представляет социальную адаптацию как «своеобразную форму социального движения для универсального способа взаимодействия личности и социальной среды, причем взаимодействие с одной стороны создает социальную природу человека, а с другой -социальную действительность» (И.Калайков, И.Войцеховский) [73, с.60]. Такое видение позволяет нам наиболее полно представить себе социальную адаптацию как систему, которая затрагивает все виды взаимодействия личности и социальной среды.
19
Ссылаясь на данный подход и разделяя точку зрения Л.В. Корел ь, мы понимаем под социальной адаптацией процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, общества) к внутренним и внешним изменениям, происходящий путем изменения как социальных стереотипов поведения, социальных практик, ценностей, способов информационно-интерпретативного отражения (конструирования, реконструирования) реальности, так и внутренней ее структуры и функций [84, с.39]. Данное определение является, но нашему мнению, основой для системного анализа процесса социальной адаптации.
Системный подход опирается на представление о том, что все процессы, явления, предметы и отношения могут рассматриваться как обладающие определенной структурой, в том числе и социальная адаптация (Л.Берталанфи, Н.Винер, П.Сорокин, У.Матурана и др.).
Функционирование же адаптивной системы можно представить следующим образом: цель системы - предпочтительное для нее состояние, для адаптивной системы это будет достижение состояния адаптированности как равновесия со средой; целенаправленное поведение - стремление достичь цели, то есть адаптивное поведение, направленное на достижение состояния адаптированности, и при этом обязательное наличие обратной связи - воздействия результатов функционирования системы на характер этого функционирования.
По мнению П.К. Анохина [10, с.399; 11, с. 197], наличие отрицательных обратных связей обеспечивает устойчивость адаптивной системы и стимулирует процесс целеполагания, заключающийся в стремлении к сохранению гомеостаза, то есть состояния равновесия и гармонии со средой, что и является конечным результатом процесса адаптации.
Следовательно, адаптивная система является открытой, функциональной, самоуправляемой и иерархически организованной системой, выстраивающей свою деятельность по принципу прямой и обратной информационной связи. Одним из признаков, а также свойств сложных самоуправляемых систем является адаптивность [141, с.28]. При этом выделяется ряд специфических особенностей адаптивных систем:
20