2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
Глава I. СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ДО
ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА...............................................13
1.1. Родовые отношения восточных славян и их
трансформации...................13
1.2. Характеристики семьи в период разложения родовых отношений восточных славян............................................................28
1.3. Характеристики брака восточных славян в дохристианскую эпоху...........41
1.4. Выводы............................................................... 51
Глава II. ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ..................................52
2.1. Установление влияния государства и церкви на социальный институт семьи.52
2.2.Новая модель сексуально-брачного поведения в семейных отношениях........59
2.3. Трансформации имущественной стороны семейно-родственных отношений......69
2.4. Выводы............................................................... 81
Глава Ш. ПЕРЕХОД СЕМЬИ ЗАДРУЖНОГО ТИПА К СЕМЬЕ
ПАТРИАРХАЛЬНОЙ......................................................82
3.1. Трансформации организационно-управленческой структуры семьи-общины.....82
3.1.1. Основные предпосылки перехода от семьи-задруги к семье патриархальной..82
3.1.2. Основные тенденции эволюции семейной общины........................84
2
3.1.3. Изменение структуры управления семьи.............................85
3.1.4. Изменение семейной организации. Выделение нуклеарной семьи.
Основные типы семейной организации.................................88
3.1.5. Состав семейного двора...........................................92
3.1.6. Взаимосвязь семьи с окружающей средой............................99
3.2. Интериоризация православных семейно-брачных норм и ценностей.........107
3.2.1. Заключение брака................................................107
3.2.2. Социализация детей..............................................112
3.3. Выводы...............................................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................118
ЛИТЕРАТУРА................................................................124
12
и практическая значимость диссертации.
В первой главе - Семейно-брачные отношения восточных славян до принятия христианства - анализируются особенности родового быта древних славян, исследуется процесс разложения родового строя и становления фам и диетической эпохи.
Вторая глава - Трансформации семейно-родственных отношений после принятия православия на Руси - посвящена анализу влияния Православия на становление патриархальной русской семьи: исследуются механизмы подчинения семьи церкви, переход от полигамного брака к моногамному, исследуются изменения имущественной стороны семейно-родственных отношений после принятия Православия.
В третьей главе - Переход семьи задружного типа к семье патриархальной -рассматриваются такие аспекты жизнедеятельности патриархальной русской семьи как структура и управление; нормы и ценности семейно-брачного поведения.
В Заключении приводятся основные результаты работы, выделяются главные тенденции трансформации семьи.
•12
13
ГЛАВА I. СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
1.1. Родовые отношения восточных славян и их трансформации
Различные социологические парадигмы, отстаивая свои теоретические принципы, апеллируют к историческим фактам и текстам как к доказательству правильности своих выводов. Анализ становления социального института семьи в России также предполагает привлечение исторических источников для построения вероятной модели развития семейно-родственных отношений. Однако, интерпретировать исторические записи для построения социологической теории можно по-разному. “Сколько ни спорили специалисты по истории семьи, какая из тенденций превалировала в средневековье - патриархальной тирании или нежной любви и взаимопонимания между супругами, - к общему мнению прийти так и не удалось. Исследователями были найдены и факты “за”, и факты “против” обоих предположений...” ([81стр.], 168 - 170). Следовательно, существуют различные подходы к интерпретации социальной истории. Отсюда вырос теоретический спор ) между гендерным подходом в социологии и феминистской теорией, с одной стороны, и фамилистическим подходом в социологии и теорией институционального кризиса семьи, с другой стороны. Гендерная теория описывает социальную историю и структуру общества через а) асимметричное социальное взаимодействие полов на разных социальных уровнях (символическом, нормативном, институциональном, личностном) б) возникшую и воспроизводимую систему властных отношений между полами и подчиненного положения женщин в обществе. Джулиет Митчел считала патриархат универсальной системой подавления женщин, которая выражалась в организации родства и в психических структурах. Обращаясь к тексту “Домостроя”, гендерная социология описывает действие репрессивных механизмов патриархата.
13
- Київ+380960830922