Ви є тут

Социальная справедливость как основа консолидации и развития современного российского общества

Автор: 
Дыльнова Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
341
Артикул:
192520
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
Оглавление
О Введение...............................................................3
Раздел I. Справедливость как универсальный принцип ^ организации человеческого общества: онтологические и
конвенциональные аспекты....................................22
Раздел 2. Понятие справедливости в истории социологической мысли .... 69
• Раздел 3. Современная рыночная экономика: сочетание
эффективности и социальной справедливости..................121
* Раздел 4. Справедливость в системе ценностей демократического
государства................................................171
Раздел 5. Социальная политика как фактор формирования
справедливых общественных отношений........................214
• Раздел 6. Региональные особенности реализации социальной
* справедливости..............................................262
Заключение..........................................................309
Список использованной литературы....................................320
*
2
Введение
Одна из примет нашего времени - все более широкое обращение к понятию «справедливость» в разных ситуациях и житейских обстоятельствах, в различных сферах общественной жизни. Каждый ощущает, что важно не только то, чтобы жизнь была лучше с точки зрения материального достатка, важно, чтобы она была на самом деле справедливой, чтобы способности оценивались по достоинству, чтобы лучшая работа лучше и вознаграждалась. Анализ феномена социальной справедливости помогает глубже понять сущность эпохи и ее социальных преобразований. Поэтому ни одно политическое и идеологическое направление не может обойти стороной понятие справедливости, не определить свою точку зрения по данному вопросу.
Сложность социальных отношений в российском обществе усилила внимание к проблеме справедливости. Верное осмысление этой проблемы - актуальная задача массового и теоретического сознания. Мы стоим перед необходимостью, опираясь на позитивные тенденции прошлого, отбросить все устаревшее и осуществить реальные шаги по пути модернизации общества, придания ему форм, отвечающих современным объективным интересам народа.
Поэтому сегодня особую актуальность приобретает вопрос о справедливости. Как создать условия для всестороннего развития личности, как справедливо вознаградить каждого за его труд, каким должно быть подлинное народовластие, как сделать экономическую систему по-настоящему эффективной, какие механизмы могут гарантировать права граждан? Все эти вопросы входят в круг проблем социальной справедливости.
как утопия. Но элементы частичной, ограниченной социальной справедливости все-таки постепенно встраиваются в жизнь человеческого общества по мере его развития».1
Исторически обновляясь, идея социальной справедливости вместе с тем несет в себе традицию, унаследованные от прошлого черты, характеризующие общую концептуальную основу данного понятия, присущую всем его проявлениям. Обращение к этому понятию помогает сделать правильный выбор линии поведения в изменяющихся социальных условиях. «В основе социального выбора лежат прежде всего конкретные взгляды на справедливость, прочность которых, конечно же, зависит от качества моральной аргументации, от обусловленности рациональными или гуманистическими соображениями. Это всегда выбор из
конфликтующих, зачастую несовместимых и непримиримых
л
общественных интересов».
Сравнительно-исторический подход к проблеме справедливости не означает, однако, отрицания или снижения роли и значения
общечеловеческих представлений о справедливости, заложенных в элементарных нормах нравственности. Такой подход лишь подчеркивает, что справедливость есть выражение общественного содержания человеческой деятельности - в силу этого она на всех этапах развития цивилизации выступает как важнейший регулятор социальных отношений.
В связи с этим данная категория и приобретает социологическое значение. Именно в таком плане данная категория трактуется даже в некоторых учебниках по этике. Например, A.A. Гусейнов и P.C. Апресян рассматривают справедливость как «принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества и в качестве таковых имеющими
1 Князев Ю. Современный взгляд на теорию социальной рыночной экономики // Общество и экономика. 2004. №5-6. С.25.
2 Муздыбасв К. Указ. соч. С.94.
33
определенный статус, наделенный обязанностями и правами».1 Фактически, это - социологическая характеристика, фиксирующая систему отношений между обществом и составляющими его социальными образованиями, между самими социальными образованиями и каждой личностью, между отдельными людьми.
Понятие справедливости в социальном контексте часто трактуется в русле традиционного «социологического реализма». «В качестве реально функционирующей система социальной справедливости, - писал Г.В. Мальцев, - может быть изучена прежде всего в категориях социологических. В самом деле, для того, чтобы определить природу отношений и характер выраженных в них политических, моральных, юридических и иных ценностей, необходимо на основе эмпирических данных констатировать тот факт, что эта система есть и она действует. Едва ли можно выяснить назначение и цели этой системы, не установив, как она функционирует в исторически определенном месте и времени. Реальность, подлежащая изучению в данном случае, есть акты взаимодействия людей, через которые они нечто приобретают и нечто отдают, а затем процедуры, условия и наличные нормы, при которых
л
совершаются в обществе подобные акты».
В этой характеристике, безусловно, имеется немалая доля истины. Действительно, социолог должен судить о предмете своего исследования прежде всего с точки зрения социальных фактов. Однако это стремление к объективизму нередко приводило к попыткам «заземлить» понятие справедливости, тесно увязать его с чисто материальными отношениями. «Границы социальной справедливости, - писал тот же автор, - проходят через самые различные области общественной жизни - экономику, политику, мораль, право и т.д. Центром системы, безусловно, выступают
1 Гусейнов A.A., Апресян P.C. Этика: учебник для вузов. М., 1988. С.337.
2 Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С.79.