2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социального развития .молодежи
1.1. Теоретические подходы к изучению социального развития молодежи
1.2. Специфика жизнедеятельности молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования
Глава 2. Механизм применения программно-целевого регулирования процессов социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования
2.1. Социально-территориальные и социально-экономические особенности жизнедеятельности молодежи, связанные со статусом ЗАТО
2.2. Социально-структурная специфика применения программно-целевого регулирования
2.3. Программно-целевое регулирование социального развития молодежи ЗАТО города Сарова
Заключение
Библиографический список Приложения
3
17
17
48
70
70
82
110
143
147
168
3
Введение
Коренные общественные перемены последних лет, происходящие в России, существенно изменили облик страны, содержание и механизмы регулирования социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных практик.
Молодежь, как формирующийся социальный субъект, характеризуется особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных
условиях. Становление российской молодежи как социального субъекта сопровождается обострением проблемы «жизненного старта» (внутригрупповое неравенство молодежи по показателям материальной обеспеченности,
социальной защищенности, доступа к образованию, трудоустройства,
профессиональной карьеры); изменением механизмов социализации молодежи, обусловленным расширением контактов с новыми социальными посредниками - малым и средним бизнесом, теневой экономикой и т.п.
Процессы, происходящие в молодежной среде, носят ярко выраженную региональную специфику. В регионах, как социально-территориальных образованиях, социализационные траектории и практики молодежи усложняются вследствие влияния дополнительных факторов, которые пока изучены недостаточно. Среди них: ограниченный (по сравнению с крупными городами) доступ к ресурсам (экономическим, культурным, образовательно-информационным), локально замкнутый рынок труда и обусловленные
указанными факторами ограниченные возможности восходящей социальной мобильности для основной части молодежи.
Особый научный интерес представляют процессы, происходящие в молодежной среде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые представляют собой ограниченное социальное пространство.
20
В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменения качества регулирования, усложнение и совершенствование регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик его развития и функционирования [6, С.48].
Регулирование (в социальной жизни) может быть двух основных видов: индивидуальным и нормативным. Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядках.
Индивидуальное — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства (позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера, возникающих отношений). Но очевидны и его значительные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских решений.
Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию [6, С.49].
Появление нормативного регулирования - это первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачок в его развитии. По словам Ф. Энгельса, уже на "весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена" [124,Т.18,С. 272].
21
Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе -это масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде" [84, С.67].
Исследования Э.Эриксона, Т.Парсонса, М.Мид, Г.М.Лндреевой и др. показывают, как важна передача основных норм и ценностей от старшего поколения младшим в поддержании стабильного функционирования общества. Осваивая совокупный общественный опыт, подрастающее поколение всегда привносит нечто новое. Т.Парсонс трактовал трансформацию общества как эволюцию системы в направлении обобщенной адаптивной способности социальной системы (адаптация, саморегуляция, интеграция, стабилизация). Основными составляющими эволюционного процесса являются функциональная дифференциация и структурная интеграция. Избегая употреблять понятие «развитие», Т.Парсонс по существу рассматривал структурные изменения в социальных взаимосвязях системы и в организации в качестве источника социального развития.
Очевидно, что объектом регулирования выступают социальные взаимодействия, посредством которых осуществляется воздействие на систему в целом. «Социальное взаимодействие - одна из фундаментальных социологических категорий, отражающая наиболее существенные связи и отношения между людьми, социальными общностями, группами, организациями. Поэтому под социальной регуляцией понимается процесс упорядочения социальных взаимодействий, подчинения их определенным правилам, нормам, представлениям о должном, принятом в обществе, группе, социальной среде» [64, С. 13].
В отечественной социологической науке теоретическая разработка основ социальной регуляции и проблем социального развития осуществлялась преимущественно с использованием диалектического метода (В.А.Ядов). Предметную область исследований составили проблемы диалектики как теории
- Київ+380960830922