2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Г ЛАВА 1. Символ как феномен сферы политического взаимодействия 1Л. Символ в структуре социального пространства
1.2. Функциональные особенности легитимации субъектов политического процесса
ГЛАВА 2. Формирование системы политических символов: этапы, механизмы, структура 2Л. Содержание и особенности процесса
трансформации политической символики на современном этапе демократизации России
2.2. Взаимодействие и взаимовлияние политических символов и ценностных ориентаций россиян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Стр.
3- 12
13-75
13-39
40- 75
76-125
76- 105 106- 125 126-128 129- 145
ПРИЛОЖЕНИЯ
146- 164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена системным кризисом российского общества. Содержание и динамика преобразований общественной жизни требует переосмысления многих теоретических постулатов и выдвигает задачу разработки новых конструктивных подходов к осмыслению происходящих трансформаций. В таких условиях индивиды вынуждены приспосабливаться к изменениям, реагировать и рефлексировать, искать себе место в меняющемся мире. Они объективно теряют идентичность в качестве граждан определенного государства, членов тех или иных социальных групп, положение которых в условиях радикальных перемен неопределенно, часто маргинально и подвержено исчезновению в качестве сравнительно устойчивых общностей.
Особую актуальность приобретает вопрос о политической власти, такой области общественной жизни, где существенное значение имеет символика, вернее политическая символика. Политическая символика -это язык политики. Она выступает специфическим носителем и выразителем содержания определенной идеологической программы, выражающей интересы той или иной политической силы. В политическую символику оформлены государственные внутренние и внешние отношения партийные программы, статус политических лидеров. Неприятие индивидом политической символики является одним из показателей начала дестабилизационных процессов в обществе. Социально-экономические изменения оказывают давление на индивидов, которые нуждаются в осуществлении своих базисных потребностей слияния с социумом, ощущения защищенности и комфорта.
Сущность и иерархия символов, степень восприятия их обществом являются своеобразной характеристикой новой власти. В период кризисов политические символы выполняют особую функцию социального
15
Рассматривая различные подходы к исследованию «социальной реальности», диссертант согласен с П.Бергером и Т.Лукманом в том, что теоретические определения реальности (например, научные и мифологические) не исчерпывают всего того, что является «реальным» для челнов общества»25.
Понятие «социальная реальность» указывает на некую среду, в недрах которой происходят акты взаимодействия между субъектами, специфическое отличие которой выражается в не тождественности ее (среды) основных законов с логикой развития других реальностей (например, физической, биологической, психической). Тогда социальную реальность можно представить как реальность, которая предстает как аналитически вычленимая система из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность индивидов. Такое понимание социальной реальности указывает на возможность воплощения особой системы, развивающейся по особым законам в материально-вещественных объектах, атрибутах, ресурсах (например, технологических), что позволяет говорить об этом виде реальности как парадоксальном мире, где существует своя логика неодолимых тенденций.
Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, повторяемость которых объяснима посредством причин, отличающихся от причин физического мира. Эту парадоксальность можно объяснить лишь самой природой социальности:24
- один из способов реализации социальности - символическая коммуникация;
- логика развития социальности заключается в логике развития кооперации, коллективности, т.е. логика согласования, обеспечения
23 Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 31.
24 См.: Основы социологии. /Под общ. ред. Проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М. 2000. С. 130.
16
регулярности взаимодействия, изменения коллективных субъектов престижа.
Социальная реальность представляет собой не просто схему социальных сцеплений, сеть социальных взаимодействий, а определенную социальную среду, которая «живет» за счет мотивов, устремлений и ожиданий индивидов. Она управляется нормами, культурой, традицией. Иначе говоря, социальная реальность - реальность социокультурная.
Одной из форм проявления социальной реальности является социальное пространство. В научную практику термин «социальное пространство» был введен П.Сорокиным. Предложенная им концепция показала кардинальные отличия социального и физического пространств (например, «Положение президента Гардинга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как социальное положение осталось тем же, что и в Вашингтоне. Людовик Х1Л в Версале и Николай II в Царском Селе остались в том же геометрическом пространстве, хотя их социальное положение в один момент круто изменилось»2^).
Универсальность данной концепции послужила основой для последующих моделей; она одинаково успешно реализуется как субстанциональном, так и в функциональном подходах. Его трактовка социального пространства возникает как следствие наличия народонаселения, но при этом, основой его концепции выступает социальное взаимодействие, образующее «субстрат» социального пространства.
Для П.Бурдье социальное пространство выступает как абстрактное образование, представляя собой некий конгломерат пространств и полей (например, экономических, политических, интеллектуальных и др.), обязанных своей структурой неравному распределению отдельных видов
25 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат. 1992. С. 297-298.
- Київ+380960830922