Ви є тут

Социальные риски учащейся молодежи в современных условиях

Автор: 
Комбарова Елена Вячеславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302411
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.................................................17
1.1. Методологические основы исследования рисков...17
1.2. Риск как социальное явление: понятие, типы....36
1.3. Социальные риски учащейся молодежи как социологическая проблема...........................................55
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ........................................78
2.1. Специфика социальных рисков учащейся молодежи.78
2.2. Содержание типов социальных рисков учащейся молодежи 99
2.3. Модели социального поведения учащейся молодежи в условиях современных социальных рисков.....................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................134
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................141
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................157
2
N
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема социальных рисков в России существовала всегда. Однако исследованием данной проблемы в нашей стране ученые активно начали заниматься в 90-х годах. В течение последних двух десятилетий она стала особенно острой и актуальной. Фактором возникновения и нарастания остроты социальных рисков является общая тенденция развития мировой цивилизации в условиях глобализации и открытости социальных систем. В связи с этим современное общество предстает как сложно организованная система с социальными процессами, которая находятся в постоянных изменениях.
Современное российское общество характеризуется нестабильностью социальных процессов. Как верно отмечает О.Н. Яницкий, «запад озабочен «радикализацией модернизации», мы — выживанием, стабилизацией экономического и социального порядка», в России происходит «борьба с демодернизацией и угрозой распада государства-нации» [167, с. 30]. В социальной структуре современного российского общества возникают все новые формы социальной дифференциации. З.Т. Голенкова, характеризуя наше общество, отмечает, что его основными чертами являются «социальное неравенство (по всем показателям) и маргинализация значительной части населения» [34, с. 83].
Различные типы социальных рисков являются объектом изучения многих дисциплин: социологии, культурологии, политологии, экономики и др. Социология исследует влияние процессов трансформации на производство и воспроизводство социальных рисков, где в центре внимания находятся деятельность индивида, социальных групп, их ценностные ориентации и модели поведения. В данном случае социальные риски являются основной чертой социальной действительности, где выбор действия - выбор из множества альтернатив, то есть весьма высока неопределенность будущего. Таким образом, любая деятельность
3
6. Предложенные в работе модели социального поведения учащейся молодежи в условиях современных социальных рисков и характерные для них социальные типы (по отношению к риску) соотносятся с концептуальными основами поведенческого подхода к изучению социальных рисков. Поведенческие модели «Модель действия» и «Модель бездействия» отвечают основному выводу поведенческой концепции о том, что даже бездействие тоже сопровождается риском. Применительно к предложенным моделям поведения и социальным тинам рисковую деятельность оптимистическою и пессимистического социального типа можно отнести к необоснованным рискам, а реалистического социального типа - к обоснованным.
Апробация и внедрение результатов исследовании. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты
эмпирического исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных научных и научно-
практических конференциях: «Проблемы, мути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях» (Тюмень 2010 г.), «Социально-экономические проблемы
трансформационной экономики» (Тюмень, 2006, 2009 гг.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2007, 2008 гг.), «Наследие Сибири:
мировоззрение, духовность, культура» (Тюмень, 2008 г.), «Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Тюмень, 2008 г.), «Современное общество и социология» (Тюмень, 2008 г.).
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 172 наименования, и приложений.
16
«
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ МОЛОДЕЖИ
1.1. -Методологические основы исследовании рисков
Изучение социальных рисков в научном мире носит, как правило, междисциплинарный характер: проблемы источников рисков, факторов их возникновения и оценки последствий являются предметом многих дисциплин. В связи с этим сам термин «социальный риск» имеет множество трактовок и интерпретаций. Его содержание зависи т от конкретных подходов и парадигм, в рамках которых он рассматривается. С целью определения предметного поля социальных рисков в области социальной структуры, социальных институтов и процессов представляется целесообразным рассмотреть генезис этой категории, ее становление и развитие.
У истоков возникновения рисков как предмета исследования стояли экономика, юриспруденция, а также математика и статистика. Интерес с научной точки зрения возник при увеличении числа различных катастроф, но первые исследования заключались лишь в определении вероятности убыли и ущерба производства. Результаты таких исследований были направлены на определение норм и порядка, регулирующих практику страхования и биржевых сделок. В этом понимании риск воспринимался количественно: как вероятность определенного ущерба в координатах пространства и времени.
С конца 60-х годов XX века количественное исчисление последствий различных рисков позволило перейти на новый уровень изучения — качественный. Первыми стали изучать качественный характер рисков ученые-психологи, которые пытались постичь многомерность человеческого поведения в рисковых ситуациях. Это позволило преодолеть несоответствие между одномерной математической логикой исчисления рисков и многомерностью человеческого поведения в рисковых ситуациях.
17