Ви є тут

Современная модель сопровождения ребенка в системе образования : Социологический аспект

Автор: 
Гончарова Наталья Станиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275459
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
План.
Введение....................................................3
Глава 1.
Социологический анализ модели сопровождения в сфере образования.
1.1. Социальные проблемы детства и семьи в сфере
образования...........................................15
1.2. Особенности понятия «сопровождения» в образовательной сфере......................................................34
1.3. Процесс сопровождения как неотъемлемая часть системы образования................................................50
Глава 2.
Практическая деятельность центров психолого-медико-
социального сопровождения (ЦПМСС).
2.1. Нормативно-правовая база работы ЦПМСС................80
2.2. Особенности деятельности ЦПМСС как образовательных учреждений...................................................102
2.3. Анализ практической деятельности ЦПМСС..............119
Заключение...............................................146
Использованная литература................................151
Приложения...............................................162
3
Введение.
Актуальность темы исследования.
Термин «психолого-медико-социалыюе сопровождение» совсем недавно вошел в оборот, хотя идея сопровождения ребенка в системе образования разрабатывается уже давно1. Смысл ее заключается в том, что «усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры - ЦПМС, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, психолого-мсдико-псдагогическис комиссии, кабинеты доверия и др.).
Объективная необходимость таких центров (ЦПМСС, или центров психолого-медико-социального сопровождения) обусловлена сложной социальной ситуацией в образовании. С одной стороны, это необходимость реформирования и выхода на качественно новый уровень образования, внедрение новой модели креативной педагогики, ориентированной на формирование творческой личности. С другой - резкое ухудшение социальной обстановки в обществе, неиспользование внутреннего потенциала детей, рост девиационных процессов в среде детей и подростков.
Сегодня в школу отправляются дети, среди которых лишь 5-7 % здоровых, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют
функциональные отклонения.2 Прогрессирующий рост учебной нагрузки сказывается уже не столько в расширении объема учебных программ (здесь скорее наблюдается регрессия, если не деградация), сколько в росте педагогического травматизма, нарастании собственно школьных девиаций и
1 Методические рекомендации по психолого-псдагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Официальные документы в образовании.
2003. №24. С. 42-43.
2 Степанова М.И. Образовательная нагрузка дошкольников: взгляд гигиениста // Вестник образования России.
2004. Декабрь. №24. С. 33.
18
внимания, постоянно создаются и на микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками.
Социология детства существует и в России. Прежде всего, это государственные доклады о положении детей и основанные на них программы. Статистические данные собирают и многочисленные неправительственные организации. НИИ детства Российского детского фонда, начиная с 1990 г., регулярно публикует доклады и исследовательские материалы о положении детей в России. К сожалению, как государственная, так и негосударственная статистика не всегда надежна и ее нередко используют в неблаговидных политических целях. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д. Особое внимание уделяется при этом наиболее болезненным проблемам, таким, как социальное сиротство, беспризорность, детская преступность, проституция и т.д. Большая работа по изучению детства в контексте социологии семьи и образования проводится Российской Академией образования. Интересные материалы по комплексной социальной и психолого-педагогической программе «Защита детства» публикует журнал «Мир детства», «Социальные инновации» (издаваемый с 2002 г.).
Много пишут о социальном развитии детства и ведущие отечественные психологи, хотя с конкретными социальными фактами психологические концепции все еще связаны слабо. Полезным инструментом интеллектуальной координации междисциплинарных исследований детства стали проводимые Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена ежегодные международные конференции «Ребенок в современном мире». Однако в целом российские исследования по социологии детства остаются разрозненными и преимущественно теоретическими, база практической реализации идей невелика.
Проблемы детства неразрывно связаны с проблемами семьи. Сложившаяся система государственной работы с семьей в целом и с детьми в частности направлена на коррекцию негативных явлений, а не на устранение их причин.
19
Оценить положение населения можно по двум параметрам.
1. Здоровья (физического, психического, нравственного, как взаимосвязанных элементов);
2. Социальной успешности, (возможности самостоятельно себя поддерживать и обеспечивать).
В этом случае всё население России можно разделить на четыре группы:
а) относительно здоровые семьи, попавшие в ситуацию социальной неуспешности, но сохранившие себя (25% населения Российской Федерации по экспертным оценкам);
б) здоровые нормальные семьи способные самостоятельно решать свои проблемы (5% населения РФ, при идеале 60-70%);
в) экономически успешная часть общества (т.н. «новые русские»), отягощенная проблемами, связанными с психическим и нравственным здоровьем: перегруженность работой, разобщенностью в семье, искажение нравственных ориентиров и т.д. (10% населения РФ);
г) группа семей социального бедствия. (60% населения РФ).1
Последняя категория является основным объектом внимания государственной системы обеспечения права ребёнка жить и воспитываться в семье. Все социальные службы заняты проблемами этой категории. Финансовые вложения здесь постоянно увеличиваются, но изменить ситуацию не удаётся.
На удовлетворение нужд нормальной семьи, обеспечивающей воспроизводство общества, остается все меньше ресурсов (людских, финансовых, других). В системе демографического воспроизводства общества возникает «чёрная дыра», механизм ликвидации которой в России не разработан.
Благополучие российской семьи зависит от целого ряда факторов — социально-экономических, психологических, религиозно-духовных. Семья
1 Анализ ситуации с детством/ www.admhmao.ru.