Содержание
Введение
Глава 1. Социологический анализ положения университета в региональном сообществе
1.1. Анализ социальных предпосылок взаимодействия университета с региональным сообществом
1.2. Университет как корпорация
1.3. Противоречия корпоративных ориентаций университета
1.4. Выводы
Глава 2. Социальные противоречия формирования будущих специалистов в контексте потребностей регионального сообщества
2.1. Доступность и востребованность высшего образования
2.2. Факторы селекции в социальной организации университета
2.3. Проблемы социально-профессионального становления будущих специалистов
2.4. Выводы Заключение Библиография Приложения
1. Копии документов
2. Положение о Консультативном совете по профессиональному образованию при Администрации области
3. Освещение проблем взаимодействия с региональным сообществом в собственных информационных ресурсах НовГУ
4. Выдержки из интервью с А. А. Нестеровым, бывшим генеральным директором НПО «Комплекс»
5. Статистические таблицы
6. Социально-политические принципы формирования контингента студентов вузов
7. Фрагмент Отчета «Образовательные потребности населения и возможности их удовлетворения подразделениями НовГУ»
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность исследования взаимодействия университета с региональным сообществом с позиции социологии диктуется стратегическим курсом российского государства на модернизацию системы образования, на обеспечение его эффективности, доступности и качества. Объективным фоном модернизации является процесс регионализации высшего образования, и это ставит задачу изучения факторов его эффективности в контексте конкретных регионов.
Одной из тенденций в высшем образовании России в 1990-е годы стало развитие региональных университетов, границы ответственности и функционирования которых в главном связаны с отдельными регионами1. Региональные университеты выполняют жизненно важные функции в отношении основных сфер жизнедеятельности региональных сообществ2, располагают уникальным культурным потенциалом, реализуемым в воспроизводстве общественного интеллекта, профессионально-квалификационного состава населения, его основных ннституцион&тьных структур в экономике, социальной, духовной и общественно-политической жизни3.
Понятие «региональное сообщество» передает совокупность субъектов социальной структуры региона, указывая на порожденное
1 Концепция современной региональной образовательной политики в Российской Федерации // Регионология, 1999. №1; Третьяков В. Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. 2000. №2 (13).
2 Ладыжсц II. С. и др. Социокультурные аспекты развития регионального университета. - Ижевск, 1996; Лунсв Л. П. Государственное управление системой высшего образования в регионе. - Астрахань, 1999.
3 Асадулина И. Г. Система управления социальным качеством образова-
ния как фактор социокультурной динамики региона. - Кострома, 2002.
объектом своего руководства. В 1969 г. в обкоме КПСС в соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О структуре и штатах отделов науки и учебных заведений ЦТС компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии» был создан отдел науки и учебных за-
IЯ
ведений (далее - Отдел) . Он был главным, наряду с парткомами вузов, инструментом политики КПСС в отношении высшей школы и согласования ее развития с региональными потребностями19.
Контент-анализ планов Отдела и экспертные интервью с его бывшими сотрудниками позволили выявить, что работа с вузами занимала около 1/5 от всех видов его мероприятий. Наибольший объем приходился на такие направления, как:
(1) контроль качества учебно-педагогического процесса в вузе,
(2) организация системы коммунистического воспитания в вузах,
(3) реализация кадровой политики в вузах региона,
(4) контроль приема абитуриентов и распределения выпускников,
(5) организация помощи вузам со стороны предприятий области,
(6) работа со студенческими строительными отрядами.
Рассмотрим эти направления работы подробнее, поскольку они заложили основы взаимодействия вузов с властными и деловыми структурами региона, сформировали широкое представление об ответственности вузов в региональном сообществе, а частичная утрата подобных взаимодействий в 1990-х годах негативно сказалась на функционировании регионального университета20.
1. К показателям качества учебного процесса относились успе-
18 См. Приложение №1.1.
19 План работы Отдела см. в Приложении №1.3.
' 20 Утрата касалась как опыта среднесрочного планирования, так и активных взаимодействий вуза с работодателями, в ходе которых уточнялись планы и содержание подготовки. См.: Медик В. А., Осипов Л. М. Указ. соч. С. 34-35.
ваемость и уровни отссва. По ним Отдел и парткомы в самих вузах публично выносили поощрительные или осуждающие оценки, которые были весомыми в общественном мнении и влияли на расстановку кадров, карьеру вузовских работников, судьбу подразделений (в их расширении или сокращении, особой поддержке). Велся и мониторинг уровня квалификации преподавательского состава но должностной структуре и наличию ученых степеней, которым придавалось решающее значение в качестве обучения21.
Другой формой контроля была проверка сотрудниками Отдела режима работы вуза и посещаемости учебных занятий22.
Сотрудники Отдела участвовали в подготовке партийных собраний и конференций в вузах, обеспечивали согласование планов работы каждого вуза с планами областной партийной организации и социально-экономического развития региона23.
2. Ведущим направлением духовного развития была система коммунистического воспитания студентов и преподавателей, действовала как прямая поддержка в высшей школе идеологии КПСС и включала в себя разнообразные элементы24. Часть ее выполнялась
21 ГАНПИПО, фонд 260, опись 42, дело 82, л. 47-53 - «Доклад рек-
тора ИЛИ (Ю. Ю. Радцига) на совещании идеологического актива области».
22 ГАНПИИО, фонд 260, опись 28, дело 150, л. 10 - «Справка о про-
верке начала учебного года в ГПТШ и филиале ЛЭТИ».
23 ГАНПИНО, фонд 260, опись 66, дело 423, л. 72 - «Справка о го-
сударственном инспектировании Новгородского сельскохозяйственного института».
24 Такая работа строилась на основе пятилетних и ежегодных пла-
нов, которые имелись в каждом подразделении и вузе. Выполнение планов строго отслеживалось и выстраивалось в более или менее стройную общую схему воспитательной работы КПСС,
- Київ+380960830922