Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования благотворительной деятельности в современном обществе 13
1.1. Теоретические предпосылки исследования
благотворительной деятельности 13
1.2. Социологический анализ благотворительной деятельности 33
1.3. Социологическая модель благотворительности как социального института и вида социальной деятельности 57 Глава II. Институализация благотворительной
% деятельности в российском обществе и в Приморском крае 76
2.1. Генезис благотворительности в России и в Приморском крае 76
2.2. Сущность и роль благотворительной деятельности в современном российском обществе * 108
2.3. Особенности благотворительной деятельности в Приморском
крае (на материалах прикладного исследования) 135
Заключение 169
Список литературы 177
« Приложения 197
*
Введение
Актуальность темы исследовании.
Современное возрождение благотворительности является ответной реакцией общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только значительным обнищанием большого количества населения, но и ослаблением потенциала государства. В российском обществе обострилась необходимость поиска путей выхода из социально-экономического кризиса, смягчения социальной напряженности и не только государственными, но и негосударственными структурами (благотворительными организациями, в частности), решающими задачу социальной помощи населению. Выход из сегодняшнего кризиса видится в разработке моделей благотворительности, максимально соответствующих специфике и традициям российской культуры и истории. В настоящее время происходит переход к многополюсности в осуществлении национальной социальной политики. Благотворительные организации совместно с государством берут на себя функции по реализации политики в социальной сфере. В связи с этим актуально определение их места и роли в современной России. Особо важное теоретическое и практическое значение приобретает изучение партнерства между социальными субъектами - государственными, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе, и благотворительными. Анализ накопленною в России позитивного и негативного опыта благотворительной деятельности, изучение современного состояния, разработка концепции и мониторинга реальных тенденций развития благотворительной деятельности - актуальная теоретическая и практическая проблема современной социологии.
В настоящее время назрела необходимость социологического исследования региональных особенностей благотворительности. Решение этой задачи предполагает исследование благотворительности, во-первых, как исторического процесса зарождения и установления новых социальных норм и организационных структур и, во-вторых, выявление особенностей функционирования благотворительности в современных социальных условиях, изучение адаптации социальных институтов и индивидов к ее требованиям, анализ политико-экономических и социально-психологических механизмов благотворительной
лосердия всегда составляли силу исторического христианства» [46. С.326]. По его мнению, благотворительность является обязательной чертой общественной жизни, без которой немыслимо существование христианского государства. «Для христианства же положительным моментом общественности является милосердие, жалость, сострадание, вообще благотворительность» [46. С.326].
Милосердие как категория нравственного сознания имеет свое философское обоснование. В философии античной, средневековой, нового и новейшего времени представителями различных школ и направлений в той или иной форме поднимались вопросы о смысле милосердных поступков людей, их места в нравственной жизни общества. Этот аспект исследования духовных отношений получил обстоятельное раскрытие в русской религиозной философии конца XIX - начала XX в., сыгравшей важную роль в развитии мировоззренческих учений в целом. Ее родоначальником признан В.С.Соловьев, поставивший во главу своих исследований нравственные проблемы, оттолкнувшись при этом от христианского учения. Он, строя свою нравственную философию добра на анализе концепции А.Шопенгауэра, доказывает рядоположенность понятий взаимности с понятием жалости, милосердия и альтруизма. В основе стремления помочь другому лежит жалость и альтруизм. Жалкий, по В.Далю [79. С.524], - это тот, кто вызывает чувство сожаления, участия, сострадания, соболезнования. В.С.Соловьев указывает на то, что благотворительность является частью нравственного сознания человека. «Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так, жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслажденис» [201. С.21].Но жалость сама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечная доброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею о том, что другие люди похожи на него, и относиться к ним нужно как к себе. Иными словами, необходимо на деле подтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы: «уважение человеческого достоинства независимо от состояния его
- Київ+380960830922