СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения социального контекста появления Интернет-сообществ....13
1.1. Характер и факторы современных трансформационных процессов......................................13
1.2.0сновные тенденции формирования экономических Интернет-сообществ в системе мировой социальной динамики.......................................47
ГЛАВА 2. Формирование и развитие российских Интернет-сообществ в сетевом пространстве......................78
2.1. Использование информационно-коммуникативны х технологий Интернет-сообществами России,
Западной Европы и США: состояние и перспективы развития..............................78
2.2. Специфика и социально-экономический потенциал развития российских экономических сетевых сообществ Рунета в современных условиях...........119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................155
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................162
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................177
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: Современное российское общество находится в состоянии интенсивных социальных трансформаций. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, общим ходом социальных трансформаций в мире, включающих процессы информатизации, глобализации, индивидуализации, виртуализации, а, с другой - российскими особенностями социально-политических и экономических реформ. В результате этих сложных и во многом противоречивых изменений возникают новые социальные группы, сообщества и не только в реальном социуме, но и в социальной системе Интернет-пространства, эти процессы определяют в настоящее время успех общественного и экономического состояния страны. В сетях Интернета социальные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе экономической, в рамках которой осуществляются акты купли-продажи, найма на работу, получения экономической и экономикоправовой информации разной степени сложности.
Особенностью социального взаимодействия в Интернете является его всеобщая открытость, т.е. отсутствие территориальных, денежных, национальных, религиозных, правовых барьеров. Взаимодействие складывается по сетевому принципу: пользователи подключаются к серверу или группе серверов, содержащих в себе какой-либо информационный ресурс; усложняя систему этих сетей, накапливая социальный капитал, то или иное сетевое Интернет-сообщество развивается и осуществляет свою деятельность. Успех деятельности виртуальных сообществ зависит от соблюдения принципа доверия в конструирующихся социальных взаимодействиях.
Преобладающая часть глобального сетевого рынка (90%) приходится на развитые индустриальные страны. На этом фоне инфраструктура российского сегмента сети Интернет выглядит недостаточно развитой. Подобная си-
3
вечает естественным тенденциям универсального эволюционизма - механизмам самоорганизации, определявшим развитие всего живого мира»1.
Все эти процессы дали толчок самым значительным переменам в капиталистическом предпринимательстве, в том числе и ускорению самих перемен, что потребовало более гибких стратегий производства, маркетинга, по-требления . Для этих процессов и перемен, наиболее важным фактором, несомненно, являлась информация. «Моментальный мир электроинформаци-онных средств включает нас целиком и сразу. Невозможно обособление структуры...»3.
Она играет во всех трансформационных процессах современности интегрирующую роль в поддержании и адаптивности интересов и деятельности капиталистического предпринимательства:
1. Информационные потоки, главным образом сети, которые обеспечивают финансовые и прочие услуги, являются необходимым условием глобализированной экономики. « Электронная связь низвергла господство «времени» и «пространства» и втягивает нас немедленно и беспрестанно в заботы всех других людей. Она перевела диалог на глобальные масштабы. Его миссией является Всеобщая перемена, кладущая конец психической, социальной, экономической и политической изоляции»4.
2. Информация играет главную роль в общественной жизни, экономике и контроле как внутри, так и вне транснациональных корпораций. Информация является решающим фактором, увязывающим международные и локальные проблемы и интересы. «Новости, циркулирующие в ходе повседневного личного общения, имеют шанс усилить свое звучание отнюдь не за счет многократности повторения, а только в том случае, если будут подхвачены электронными средствами массовой информации...»5.
Моисеев H.H. Расставание с простотой. - М.: «Агриф», 1998. - С. 459.
Уэбстер Ф. Теории информационногообещства -С. 129.
Маклюэн М. Средство само есть содержание. - С. 345.
Там же. -С. 342.
Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - С. 47.
17
3. Информация стала интегральной частью рабочего процесса и потому, что компьютеризация проникает во все сферы труда, и потому, во многих профессиях доля информации существенно повысилась. «Механизм вводит в игру не интеллектуальный процесс, а непосредственные типы реакции. Не нужно взвешивать предложенные ответы или размышлять; нужно видеть правильный ответ...»1.
4. Организация, планирование и внедрение требуют в наше время все больше специалистов по информации, а их деятельность оказывает все большее влияние на всех остальных. «Можно себе представить, что в будущем ( причем - через несколько поколений, а не лет) мир будет состоять, скажем, из 20 региональных сообществ, объединенных в несколько трансрегиональных организаций под руководством глобальных органов власти и глобального гражданского общества2.
Таким образом, развитие, и в особенности глобализация, в последнее время зависит не столько от информации и коммуникативных технологий, сколько от способности человека обрабатывать, анализировать и распространять информацию. «Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений, мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций, но не там, где живут наши тела»3.
Трансформационные процессы в современных обществах привели к изменению правил экономического поведения. Стало трудно с точностью определить границы между национальными экономиками. Перетекание капитала и производства достигло такой степени, что появилась платформа, позволяющая «черпать интеллектуальные ресурсы и интеллектуальный капитал откуда угодно»4. Теперь экономика функционирует вне зависимости от национальных границ, поддерживается «глобальной паутиной» отношений между корпорациями и внутри корпораций, владельцами которых являются
1 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006.-С. 136.
2 Амитаи Этциони От империи к сообществу: нвоый подход к международными отношениям. - М.: Ладо-мир, 2004.-С. 269.
3 Барлоу Джон П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество. - С. 350.
4 Фридман Т. Плоский мир. - С. 12.
18
- Київ+380960830922