Ви є тут

Материнство как социальный институт

Автор: 
Сологуб Лариса Григорьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2001
Артикул:
1000340427
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________ 3
ГЛАВА I. МАТЕРИНСТВО В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Теоретический анализ материнства как социального института..............10
1 ^.Социальные традициии развития материнства................................31
ГЛАВА II СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МАТЕРИНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Демографическая характеристика репродуктивной функции материнства.......41
2.2. Социально-правовой статус материнства...................................67
ГЛАВА ІІІ.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА МАТЕРИНСТВА
3.1 гендерный подход в социальном контексте материнства......................93
3.2.Роль матери в первичной социализации....................................116
3.3. Материнство в современных установках молодежи..........................135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 146
БИБЛИОГРАФИЯ-------------------------------------- ,......................156
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ СТУДЕНТА...«—................................ 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ.......................... і.................175
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Данные социологии, археологии, этнографии, истории искусств, религии, философии дают обширный материал для научного анализа связи материнства с развитием общества.
Современность предоставляет уникальную возможность сравнительного анализа различных типов культур: как традиционных с доминированием матриархатных или патриархатных ценностей, так и биархатных, отражающих кардинальные сдвиги в развитии общества, в общественном сознании, социальной психологии, связанные с изменением положения женщины.
В современном обществе разный консервативный стереотип восприятия женщины и ее предназначение. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни. Но, в то же время, достигнутое равноправие (степень которого зависит от законодательной базы и общественных условий конкретной страны) косвенно способствовало возникновению таких явлений как снижение рождаемости и числа зарегистрированных браков, увеличению доли внебрачных рождений (если в 1994 году в Российской Федерации вне зарегистрированного брака было рождено 20% детей от общего числа родившихся, то в 1999 году - уже 28%)* Возникли такие явления, как кризис семьи, девальвация материнства на социальном и индивидуальном уровнях.
Социологический анализ предполагает взвешенный подход к социальным фактам, изучение процесса в исторической перспективе, в его развитии. Кризис семьи и материнства вовсе необязательно означает угасание этих социальных институтов; скорее мы наблюдаем кризис развития и роста.
1 Доклад о положении детей в Российской Федерации в 2000 г. - М., 2000. - 107 с.
17
поведения, верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами.
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Но это не имеет никакого отношения к наиболее древнему социальному институту материнства.
Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки. Все институты стремятся к приобретению культурных символов, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Так, для семьи - это обручальное кольцо, для материнства -колыбельная, родильный дом. Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в запретах и допущениях. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.
Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего
18
институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (родителя, матери), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены, отца или матери. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах, в том числе и в материнстве, роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.
Следующим главным признаком социального института являются установки и образцы поведения. Так, для материнства - это ответственность, уважение, лояльность, привязанность.
Социальные институты отличаются также идеологией, которую можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Для материнства - это любовь, альтруизм, совместимость. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относится к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда не достаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии.
Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов поддерживающих влияние института, оправдывающих и объясняющих всю его деятельность.
И последним признаком социального института выделяют утилитарные культурные черты. Для материнства это дом, квартира, мебель.
Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого